Как перейти на усн доходы минус расходы. Меняем объект налогообложения: налоговые последствия

При планировании работы на следующий налоговый год предприятия и частные коммерсанты должны оценить прогнозный уровень налоговой нагрузки и степень изменения функционала бухгалтерии в связи с новыми законодательными веяниями. Свежие новости по нововведениям в налоговом законодательстве затрагивают деятельность почти всех субъектов хозяйствования. Кого-то коснется повышение ставок НДС, кому-то придется завершить переход на онлайн-кассу. Не обошли стороной изменения и упрощенцев.

УСН в 2019 году: изменения

Главной новостью может стать отмена декларации по УСН. Норма затронет не всех лиц, применяющих этот спецрежим, а только тех, кто соответствует одновременно двум требованиям:

  • объектом налогообложения являются «доходы»;
  • упрощенец фиксирует приходование денег через онлайн-кассу.

В этой ситуации каждая приходная операция будет подконтрольна налоговикам. Специалисты ФНС получат доступ ко всему перечню денежных поступлений субъекта хозяйствования. Если для таких налогоплательщиков оставить обязанность по декларированию, сложится ситуация, в которой упрощенец будет дублировать сводную информацию из базы данных ФНС.

Налоговые обязательства упрощенцев с «доходным» объектом налогообложения в случае отмены для них декларации будут рассчитываться налоговиками по отчетам онлайн-кассы. Упрощенцы, выбравшие в качестве налогооблагаемого объекта разницу между доходами и расходами, продолжат отчитываться на прежних условиях.

Ставка УСН в 2019 году

Какие изменения ожидаются здесь? Этот параметр корректировать не планируется. Для упрощенцев, применяющих УСН «доходы» , ставка остается на уровне 6%, для тех, кто платит налог с объекта «доходы минус расходы», ставка 15%. Регионы могут снижать указанные ставки до 1 и 5 процентов соответственно.

Плательщики налога УСН по «доходам» все также смогут уменьшить его сумму на уплаченные в отчетном периоде страховые взносы: компании и ИП-работодатели не более чем наполовину, а ИП без работников – в полном размере за счет уплаченных взносов «за себя». В 2019 г. суммы фиксированных страховых взносов, которые предприниматели должны будут перечислять за себя, увеличатся (ст. 430 НК РФ):

По пенсионным взносам предусмотрено два тарифа – фиксированный, по доходам в пределах 300 000 руб., и однопроцентный по доходам свыше этого лимита. На 2019 год фиксированная сумма взноса составит 29 354 руб. С каждого рубля, превышающего годовой лимит, как и прежде, будет взиматься дополнительный взнос в размере 1%. Максимальная величина годового платежа соответствует восьмикратному фиксированному взносу – 234 832 руб. (29 354 х 8).

Изменения в УСН с 2019 года в части уменьшения налога за счет страхвзносов отразятся и на суммах, уплачиваемых ИП «за себя» на медстрахование – фиксированный размер платежа вырастет до 6884 руб.

Как будет дальше применяться упрощенка: в 2019 году изменения для тех, кто хочет , не предусмотрены. Организациям по-прежнему необходимо «вписаться» в лимит дохода по итогам 9 месяцев года, предшествующего переходу, в сумме 112,5 млн руб., по остаточной стоимости ОС – 150 млн руб., а по средней численности персонала (этот параметр действует и для ИП) – 100 человек. В 2019 году действие коэффициента-дефлятора по отношению к максимально допустимому уровню доходности все еще «заморожено».

Лимит доходов для лиц, уже работающих на условиях упрощенного спецрежима, с наступлением 2019 года не изменится. Он зафиксирован на постоянном уровне в 150 млн руб. до 2020 года. Аналогичное предельное значение (150 млн руб.) предусмотрено для упрощенцев по остаточной стоимости основных фондов.

Что еще ожидается новое в УСН в 2019 году? Отмена пониженных страховых взносов для упрощенцев. Нормы пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ устанавливали совокупный размер страховых взносов, равный 20% (все платежи относятся к пенсионному страхованию, по медицинскому и соцстрахованию льготой предусмотрены нулевые тарифы). Льготными условиями могли воспользоваться налогоплательщики, перешедшие на УСН, объем годовых доходов которых находится в пределах 79 млн руб., а основная деятельность соответствует видам, приведенным в пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ. Норма вводилась в действие на 2017 и 2018 годы, с наступлением 2019 года ее пролонгация не предполагается (упрощенцы по заработкам наемного персонала будут производить отчисления страхвзносов по общим правилам по совокупной ставке 30%).

В 2019 году изменения по периодичности проверочных процедур не затронут лиц, попадающих под действие «надзорных каникул» (закон от 29.12.2008 № 294-ФЗ). Мораторий на осуществление плановых проверок субъектов малого предпринимательства, среди которых немало упрощенцев, вводился до конца 2018 года, но законодатели решили продлить его до 2022 года.

Предоставляет фирмам и предпринимателям, которые выбрали работу на данном спецрежиме, возможность самим определиться с конкретным объектом налогообложения. Уплачивать налог можно по ставке 6% со всех полученных доходов, либо же перечислять в бюджет 15% с разницы между доходами и расходами. Но выбрав объект налогообложения однажды, плательщик налога на УСН не обязан оставаться на нем в течение всего срока осуществления деятельности. Законодательством предусмотрена возможность перехода с УСН-6% на УСН-15% и обратно.

Порядок смены объекта на УСН

Изменение налогового объекта на УСН возможно не чаще, чем раз в год. Для этого плательщик налога на УСН должен подать уведомление по форме № 26.2-6 . Данная форма используется, как для перехода с объекта «доходы» на объект «доходы минус расходы», так и при обратной смене типа УСН. Документ подается в ИФНС по месту регистрации компании или по адресу прописки индивидуального предпринимателя, то есть предоставлять его нужно не в регистрирующую налоговую инспекцию, а в ту районную ИФНС, с которой осуществляется обычное взаимодействие по вопросам бюджетных отчислений и отчетности.

Срок подачи уведомления – до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором планируется смена объекта по УСН. Данный срок требуется соблюдать неукоснительно, так как при его пропуске осуществить изменение типа УСН будет возможно лишь через год.

При переходе с 6-процентной на 15-процентную УСН в 2016 году следует учитывать одну особенность: в этом году 31 декабря приходится на субботу, следовательно, крайний срок подачи уведомления о смене упрощенного объекта налогообложения с 2017 года переносится на ближайший рабочий день в январе. О такой возможности, в частности, говорится в письме Минфина от 11 октября 2012 г. № 03-11-06/3/70. Тем не менее, откладывать подачу данного документа на последний день все же не стоит, лучше решить этот вопрос заранее, еще до праздников.

Подать уведомление проще всего, лично посетив инспекцию. В этом случае необходимо распечатать документ в двух экземплярах: один останется в ИФНС, второй, с отметкой налоговой о приеме, будет являться доказательством изменения объекта по УСН, то есть подтверждением права работать именно по новому объекту налогообложения.

Также уведомление можно отправить в инспекцию по почте ценным письмом с описью вложения. Однако, нужно отметить, что это менее надежный способ из-за возможной потери письма в связи с особенностями работы почтовых ведомств.

Подача уведомления о смене объекта на УСН в электронном виде с помощью каких-либо сервисов, предоставляющих возможность работы с электронной подписью, невозможна.

Кроме того, следует отметить, что вне зависимости от выбранного способа подачи уведомления инспекция не выдает какого-либо ответного документа, разрешающего применение новой ставки по УСН. В этом и заключается смысл уведомительного порядка информирования об изменениях: налогоплательщик просто сообщает в ИФНС в документальном виде о планируемых изменениях в ведении собственного налогового учета.


Упрощенная система налогообложения (УСН) является одним из налоговых режимов. Упрощенка подразумевает особый порядок уплаты налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей, она ориентирована на облегчение и упрощение ведения налогового и бухгалтерского учёта представителей малого и среднего бизнеса. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ .


Преимущества УСН:

Упрощенное ведение бухгалтерского учета;

Упрощенное ведение налогового учета;

Отсутствие необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС;

Возможность выбрать объект налогообложения (доход 6% или доход минус расход 15%);

Три налога заменяются на один;

Налоговым периодом, в соответствии с НК РФ признается календарный год, поэтому декларации подаются всего лишь 1 раз в год;

Уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету;

Дополнительный плюс для ИП на УСН – освобождение от уплаты НДФЛ, касающегося доходов, полученных от предпринимательской деятельности. 

Недостатки УСН:

Ограничения по видам деятельности. В частности, применять УСН не имеют права организации, осуществляющие банковскую или страховую деятельность, инвестиционные фонды, нотариусы и адвокаты (частная практика), компании, занимающиеся производством подакцизных товаров, негосударственные пенсионные фонды (полный список представлен в );

Невозможность открытия представительств или филиалов. Данный фактор является препятствием для компаний, которые планируют в перспективе расширение бизнеса;

Ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения УСН «доходы минус расходы»;

Отсутствие обязанности составления счетов-фактур при упрощенной системе налогообложения, с одной стороны, является положительным фактором для компании: экономия рабочего времени и материалов. С другой стороны, это вероятность потери контрагентов, плательщиков НДС, поскольку последние в данном случае не могут предъявить НДС к возмещению из бюджета;

Отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговых режимов, в налоговой базе УСН. Другими словами, если компания переходит с УСН на общий режим налогообложения или, наоборот, с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль. Переносятся лишь убытки, полученные в период применения текущего налогового режима;

Наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога, установленного законодательно (при объекте УСН «доходы минус расходы»);

Вероятность утраты права на применение УСН (например, в случае превышения норматива по выручке или численности персонала). В этом случае придется восстанавливать данные бухучета за весь период применения «упрощенки»;

Ограничение по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов;

Включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые впоследствии могут оказаться ошибочно зачисленными суммами;

Необходимость составления бухгалтерской отчетности при ликвидации организации;

Необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения УСН «доходы минус расходы»).



Для применения УСН необходимо выполнение определенных условий:

Кол-во сотрудников менее 100 человек;

Доход менее 60 млн. руб.;

Остаточная стоимость менее 100 млн. руб.

Отдельные условия для организаций:

Доля участия в ней других организаций не может превышать 25%;

Запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы, и (или) представительства;

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. рублей ().


Под УСН попадают любые виды деятельности за исключением оговоренных в .

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Данное ограничение не распространяется:

На организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

На некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

На учрежденные в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;

На учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям;

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

17) казенные и бюджетные учреждения;

18) иностранные организации;

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленные сроки;

20) микрофинансовые организации.


В связи с применением упрощенки, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, применяемых общей системой налогообложения:

Для организаций на УСН:

Налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;

Налога на имущество организаций;

Налога на добавленную стоимость.

Для ИП на УСН:

Налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности;

Налога на имущество физических лиц, по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности;

Налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Внимание!



Доходы УСН 6%

Доходы минус расходы УСН 15%

В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов ().


Расчет налога производится по следующей формуле ():

Сумма налога = Ставка налога * Налоговая база

Для упрощённой системы налогообложения налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем или организацией объекта налогообложения.

При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6% (УСН 6%). Налог уплачивается с суммы доходов. Какое-либо снижение этой ставки не предусматривается. При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие – доходы за полугодие и т. д.

Если объектом налогообложения являются УСН «доходы минус расходы», ставка составляет 15% (УСН 15%). В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода. При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 процентов. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий.

При применении упрощённой системы налогообложения налоговая база зависит от выбранного объекта налогообложения - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов:

Налоговой базой при УСН с объектом «доходы» является денежное выражение всех доходов предпринимателя. С этой суммы рассчитывается налог по ставке 6%.

На УСН с объектом «доходы минус расходы» базой является разница доходов и расходов. Чем больше расходов, тем меньше будет размер базы и, соответственно, суммы налога. Однако уменьшение налоговой базы по УСН с объектом «доходы минус расходы» возможно не на все расходы, а лишь на те, что перечислены в .

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года. Для налогоплательщиков, выбравших объект УСН «доходы минус расходы» действует правило минимального налога: если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то уплачивается минимальный налог в размере 1% от фактически полученного дохода.

Пример расчета размера авансового платежа для объекта «доходы минус расходы»:

За налоговый период предприниматель получил доходы в размере 25 000 000 руб, а его расходы составили 24 000 000 руб.

Определяем налоговую базу:

25 000 000 руб. - 24 000 000 руб. = 1 000 000 руб.

Определяем сумму налога:

1 000 000 руб. * 15% = 150 000 руб.

Рассчитываем минимальный налог:

25 000 000 руб. * 1% = 250 000 руб.

Уплатить нужно именно эту сумму, а не сумму налога, исчисленную в общем порядке.


Однозначного ответа на вопрос, что лучше, УСН 6% или УСН 15%, не существует. Всё зависит от соотношения доходов и расходов конкретно в Вашем случае. Если расходы составляют более 60% доходов, то, как правило, выгоднее УСН 15%, если менее, то УСН 6%. Однако стоит учитывать, что уменьшение налоговой базы с объектом «доходы минус расходы» при УСН 15% возможно не на все расходы, а лишь на те, что перечислены в .


Если Вы применяете УСН 6%, но хотите добавить вид деятельности и применить к нему УСН 15%, то сделать это не получится. Совмещать УСН 6% и УСН 15% нельзя. Добавленный вид деятельности будет также на УСН 6%. 

Процедура перехода на УСН является добровольной. Существует два варианта:

1. Переход на УСН одновременно с регистрацией ИП или организации :

Уведомление может быть подано вместе с пакетом документов на регистрацию. Если Вы этого не сделали, то у Вас есть еще 30 дней на размышление ().

2. Переход на УСН с иных режимов налогообложения:

Переход на УСН возможен только со следующего календарного года. Уведомление необходимо подать не позднее 31 декабря ().

Переход на УСН с ЕНВД с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход ().


Чтобы перейти с УСН 15% на УСН 6% и наоборот, необходимо подать уведомление об изменении объекта налогообложения. Изменить объект налогообложения возможно только со следующего календарного года. Уведомление необходимо подать не позднее 31 декабря текущего года.


По собственному желанию налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель), применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала нового календарного года, уведомив (рекомендованная форма № 26.2-3 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения") об этом налоговый орган в срок не позднее 15 января года, в котором он предполагает применять иной режим налогообложения. При этом если такое уведомление не представлено, то до конца наступившего нового календарного года налогоплательщик обязан применять УСН.


Налоговый период упрощенной системы налогообложения составляет 1 год. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.


Квартал, полугодие или 9 месяцев.


Порядок действий:

Организации уплачивают налог и авансовые платежи по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

1. Платим налог авансом:

Не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового (отчетного) периода (года) ().

2. Заполняем и подаем декларацию по УСН:

3. Платим налог по итогам года:

Индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.

Способы уплаты:

Квитанция для безналичной оплаты.


Порядок действий:

Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Форма декларации утверждена Приказом Минфина от 22 июня 2009 г. N 58н. с изменениями внесенными приказом Минфина России от 20.04.2011 № 48н

Порядок заполнения декларации утвержден Приказом Минфина от 22 июня 2009 г. N 58н. с изменениями внесенными приказом Минфина России от 20.04.2011 № 48н

В соответствии с письмом ФНС России от 25.12.2013 № ГД-4-3/23381@ налогоплательщикам при заполнении налоговых деклараций, начиная с 01.01.2014 до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле «код ОКАТО» рекомендуется указывать код ОКТМО.

В случае прекращения налогоплательщиком деятельности, в отношении которой им применялась УСН, он представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с , прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения. При этом налог уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации . То есть налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик прекратил применение УСН. ().



Применение УСН не освобождает от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников.


При задержке подачи декларации на срок более 10 рабочих дней могут быть приостановлены операции по счету (заморозка счета ).

Опоздание со сдачей отчетности влечет за собой штраф в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не менее 1000 руб. ().

Задержка платежа грозит взысканием пеней. Размер пени рассчитывается как процент, который равен 1/300 ставки рефинансирования, от перечисленной не в полном объеме либо частично суммы взноса, либо налога за каждый день просрочки ().

За неуплату налога предусмотрен штраф в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога ().


1. размер дохода за календарный год превысил 60 млн. руб.;

2. численность работников налогоплательщика превысила 100 человек;

3. стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн. руб.

Организации и ИП, нарушившие хотя бы одно из перечисленных выше условий, теряют право применения УСН с начала того квартала, в котором допущено нарушение. С этого же отчетного периода налогоплательщики должны рассчитывать и уплачивать налоги по общему режиму налогообложения в порядке, который предусмотрен для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором такие налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения, они не уплачивают.

Налогоплательщик (организация, индивидуальный предприниматель) в случае утраты права на применение УСН в отчетном (налоговом) периоде уведомляет налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения путем подачи в течение 15 календарных дней по истечении того квартала, в котором он утратил данное право, сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (рекомендованная форма № 26.2-2).


1. Подготавливаем уведомление о переходе на УСН автоматически с помощью онлайн-сервиса по оформлению документов или самостоятельно, для этого скачиваем актуальный бланк заявления перехода на УСН Необходимая при заполнении формы 26.2-1 информация:

При заполнеии уведомления следуйте инструкциям, приведённым в сносках;

При переходе на УСН в 30 дневный срок после регистрации указывается код 2 признака налогоплательщика;

Во всех случаях, кроме подачи уведомления одновременно с документами на государственную регистрацию, ставится печать организации (для ИП использование печати не обязательно);

В поле дата указывается дата подачи уведомления.

3. Распечатываем заполненное уведомление в двух экземплярах.

4. Идем в налоговую инспекцию, взяв с собой паспорт, и подаем оба экземпляра уведомления инспектору в окошко. Получаем с отметкой инспектора 2ой экземпляр уведомления 26.2-1 о переходе на упрощенку.

Упрощенную систему можно будет применять при превышении лимитов по доходу на 50 млн рублей, по количеству работников - на 30 человек. Но уплачивать налог до конца следующего года придется по повышенным ставкам - 8 или 20%. Для плательщиков УСН с объектом доходы, применяющих онлайн-кассы, отчетность будет отменена.

Основы УСН

Из всех льготных налоговых режимов является самой универсальной. Она действует на территории всей России, доступна практически для любого вида деятельности, а применять ее могут как компании, так и предприниматели.

Вместо НДС, налога на прибыль организаций или НДФЛ с доходов ИП плательщики УСН исчисляют единый налог. Ставку они выбирают сами из двух вариантов:

  • 6% от дохода;
  • 15% от разницы между доходом и расходом.

Чтобы платить по упрощенной системе, нужно соответствовать определенным условиям. В их числе:

  • лимит на сумму годового дохода — 150 млн рублей;
  • максимальное количество работников в среднем за год — 100 человек.

Если компания (или ИП) выходит за рамки этих предельных величин, то автоматически лишается права применять упрощенку. Происходит возврат на основную налоговую систему, причем с начала текущего года, то есть задним числом.

Однако в планах властей заложено изменение такого порядка. Предлагается переписать нормы Налогового кодекса так, чтобы бизнес не терял право применять УСН, если нарушил установленные ограничения незначительно.

Новые лимиты и ставки

Основные изменения для упрощенцев в 2020 году будут заключаться во введении дополнительных повышенных ставок:

  • 8% от дохода;
  • 20% от дохода за вычетом затрат.

Применяться эти ставки будут при превышении установленных предельных значений:

  • по доходам — не более чем на 50 млн рублей;
  • по количеству работников — не более чем на 30 человек.

Наглядно грядущие изменения представлены ниже.

Источник: законопроект о внесении изменений в Главу 26.2 Налогового кодекса

Примечание. Эти новшества пока законодательно не закреплены, но проект уже готовится к рассмотрению Кабинетом министров. Если его примут до конца текущего года, то изменения вступят в силу в 2020.

Вот как это будет работать на практике. Допустим, организация на УСН со ставкой 15% по итогам 6 месяцев 2020 года получила налогооблагаемый доход в сумме 170 млн рублей. Она не вышла из коридора 150-200 млн, поэтому по новым правилам права на упрощенку не потеряла. Но авансовый платеж за полугодие она должна платить по повышенной ставке 20%.

По этой же ставке нужно будет рассчитать аванс за 9 месяцев и налог за весь 2020 год. А также авансовые платежи за периоды внутри 2021 года. Если по его окончании доход компании не превысит 150 млн рублей, то она вернется на стандартную ставку. То есть доплата налога за 2021 год, а также авансовые платежи за 2022 год будут рассчитываться уже по ставке 15%.

Если же в 2021 году доход организации вновь будет держаться в коридоре 150-200 млн, она должна будет продолжить применение повышенной налоговой ставки. Ну а если по итогам любого периода доход превысит 200 млн рублей, право на УСН компания утратит.

Аналогичным образом налог уплачивается в случае превышения предельного количества нанятых работников. Правила будут действовать не только для юридических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей.

Для кого отменят отчетность

Одно из запланированных на ближайшее время изменений — отмена налоговой декларации по для тех компаний и ИП, кто применяет онлайн-кассы. Об этом говорится в утвержденном Минфином документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» .

По поступающим с ККТ данным ИФНС будет сама рассчитывать суммы налога. А компаниям и ИП останется только вовремя производить уплату по квитанциям, которые будет направлять им налоговый орган. Недавно об этом рассказал замглавы ФНС Дмитрий Сатин — его слова приводятся на официальном сайте Налоговой службы.

В итоге у предпринимателей без работников, применяющих УСН «доходы» и онлайн-кассы, не останется никакой отчетности. А вот нагрузку на организации и ИП-работодателей отмена декларации уменьшит незначительно. Ведь большая часть отчетных форм, которые они подают, связана с нанятыми физлицами. Субъектам же на ждать отмены декларации не стоит.

Что еще изменится в упрощенке

Управляющим компаниям и ТСЖ разрешат не включать в доходы полученные от собственников помещений коммунальные платежи. И, соответственно, не учитывать эти же суммы в составе материальных расходов по УСН. Такие поправки в НК РФ утверждены депутатами Государственной думы.

В 2020 году власти регионов в последний раз смогут установить нулевую ставку налога для ИП на УСН. Такие предусмотрены пунктом 4 статьи 346.20 НК РФ. Они могут быть введены для научной, социальной и производственной сфер, а также для бытового обслуживания населения. В 2020 году этот список пополнят услуги по предоставлению мест для временного проживания (например, отели и хостелы).

Отчетные сроки

Плательщики УСН перечисляют авансовые платежи по налогу за 1 квартал, 6 и 9 месяцев. Когда заканчивается отчетный год, подается декларация, в которой производится расчет налога с учетом перечисленных авансов. Представить ее в ИФНС нужно в такие сроки:

  • для организации — не позднее 31 марта;
  • для ИП — не позднее 30 апреля.

Сроки уплаты налога в 2020 году с учетом переноса выходных дней указаны в Таблице 2.

Зависят ставки единого налога.

Статьей 346.20 Налогового кодекса РФ установлены следующие налоговые ставки:

  • при уплате единого налога с доходов – 6 процентов;
  • при уплате единого налога с разницы между доходами и расходами – 15 процентов.

При этом региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога:

  • для объекта «доходы» – от 1 до 6 процентов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
  • для объекта «доходы минус расходы» – от 5 до 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Ставки дифференцируются в зависимости от категории налогоплательщиков (по усмотрению региональных властей). Например, в зависимости от отраслевой принадлежности, размера предприятия, социальной значимости, местонахождения (письмо Минфина России от 27 февраля 2009 г. № 03-11-11/29). Если региональный закон сформулирован так, что организация с равными основаниями может отнести себя к разным категориям, она вправе применять наименьшую ставку (письмо Минфина России от 22 января 2015 г. № 03-11-10/69516).

Еще меньшие налоговые ставки могут быть установлены законами Республики Крым и города Севастополя. В 2016 году в этих регионах допускается понижение ставок единого налога вплоть до нуля независимо от выбранного объекта налогообложения. Нулевая ставка может быть установлена как для отдельных категорий плательщиков, так и для всех (по усмотрению региональных властей).

Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ.

Региональные законы могут предусматривать нулевые ставки единого налога для предпринимателей (независимо от выбранного ими объекта налогообложения), которые впервые зарегистрировались после вступления в силу этих законов. Нулевые ставки могут применяться в течение двух налоговых периодов, если выполняются следующие условия:

  • предприниматель ведет бизнес в производственной, социальной или научной сфере, а также в сфере оказания бытовых услуг населению (конкретные виды предпринимательской деятельности определяют региональные власти);
  • доходы от такой деятельности составляют не менее 70 процентов всех доходов предпринимателя.

Региональные законы могут устанавливать и другие ограничения, например, по численности наемного персонала и по уровню доходов, облагаемых единым налогом по нулевой ставке.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ.

Ограничения в выборе объекта налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения. Исключение предусмотрено только для участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом. Такие организации обязаны платить единый налог только с доходов, уменьшенных на величину расходов. Об этом сказано в статье 346.14 Налогового кодекса РФ.

Смена объекта налогообложения

Выбранный объект налогообложения налогоплательщик вправе менять ежегодно с начала очередного налогового периода. Для этого до 31 декабря года, предшествующего смене объекта налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее уведомление. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Если коммерческая организация, которая платит единый налог с доходов, в течение года становится участником договора простого товарищества (доверительного управления имуществом), она теряет право на применение упрощенки. Это объясняется тем, что участники таких договоров могут применять упрощенку только с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). А поскольку в течение налогового периода сменить объект налогообложения нельзя, организации придется отказаться от спецрежима с начала того квартала, в котором ею был заключен договор простого товарищества (доверительного управления имуществом). Такой порядок следует из положений пункта 4 статьи 346.13, пункта 2 и пункта 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 03-11-11/311.

Ситуация: может ли правопреемник сменить объект налогообложения при упрощенке после реорганизации в форме преобразования (смены организационно-правовой формы)?

Может, но только с начала очередного налогового периода.

При уплате налогов правопреемник (преобразованная организация) пользуется всеми правами и исполняет все обязанности реорганизованной организации (п. 1, 9 ст. 50 НК РФ). Поэтому организация, возникшая в результате преобразования, сможет сменить объект налогообложения через год после того, как реорганизованная организация впервые стала применять упрощенку. Изменение объекта налогообложения возможно только с начала очередного налогового периода. Для этого до 31 декабря года, предшествующего изменению объекта налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее уведомление. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.

Объект налогообложения могут изменить и налогоплательщики, которые уже уведомили налоговую инспекцию о переходе на упрощенку, но фактически еще не начали применять спецрежим. Для этого в срок до 31 декабря года, предшествующего переходу на упрощенку, подайте в инспекцию соответствующее уведомление с указанием другого выбранного объекта налогообложения. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829. К новому уведомлению приложите письмо о том, что предыдущее уведомление аннулируется.

Такой вывод следует из совокупности норм пункта 1 статьи 346.13 и пункта 2 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-11-06/2/813.

Ситуация: должна ли налоговая инспекция уведомить организацию (автономное учреждение) о том, что согласна на смену объекта налогообложения при упрощенке?

Нет, не должна.

Приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. № ММВ-7-10/478 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Этот документ содержит перечень всех услуг и процедур, которые обязаны выполнять налоговые инспекции при работе с гражданами и организациями. Процедура уведомления организации о согласии на смену объекта налогообложения в этот перечень не входит.

Учет доходов и расходов при смене объекта налогообложения

Переход с объекта «доходы» на объект «доходы минус расходы»

При смене объекта налогообложения доходы учитывайте в прежнем порядке по мере оплаты (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Никаких особых правил Налоговым кодексом не установлено.

Возможность учета некоторых видов расходов после смены объекта налогообложения зависит от того, в каком периоде выполняются условия, необходимые для признания затрат. Если все условия для признания расходов были выполнены до смены объекта налогообложения, то после перехода на другой объект налоговую базу по единому налогу такие расходы не уменьшают (п. 4 ст. 346.17 НК РФ). Если хотя бы одно условие для признания расходов было выполнено после смены объекта налогообложения, такие расходы можно учесть при расчете единого налога.

Например, стоимость оплаченных товаров, приобретенных для перепродажи в период, когда организация применяла объект «доходы», можно включить в расходы, если они не были реализованы до смены объекта налогообложения. Объясняется это тем, что такие расходы признаются по мере реализации товаров (подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письма Минфина России от 12 марта 2010 г. № 03-11-06/2/34, от 2 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/182).

Стоимость сырья и материалов, приобретенных при объекте «доходы», можно включить в расходы, если они оплачены после смены объекта налогообложения (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 26 мая 2014 г. № 03-11-06/2/24949). Если же сырье и материалы были куплены и оплачены до перехода на другой объект, то после перехода их стоимость учесть нельзя. Даже если эти ресурсы использованы в производстве, когда организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами. Дело в том, что в отношении сырья и материалов действует правило: они учитываются в расходах по мере оприходования и оплаты. А дата списания в производство значения не имеет. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 27 октября 2010 г. № 03-11-11/284.

Если основное средство оплачено и введено в эксплуатацию при объекте «доходы», то учесть затраты на его приобретение (даже частично) после смены объекта налогообложения нельзя. Ведь остаточная стоимость основных средств на момент перехода с одного объекта на другой не формируется (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-11/93). Если же основное средство, приобретенное при объекте «доходы», введено в эксплуатацию после смены объекта налогообложения, затраты на его приобретение можно учесть при расчете единого налога. При этом период оплаты основного средства значения не имеет. Такой порядок следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункта 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 февраля 2012 г. № 03-11-11/41.

На момент смены объекта налогообложения у организации может быть задолженность по зарплате. Если эта задолженность погашена в период, когда организация стала платить единый налог с разницы между доходами и расходами, учесть выплаченную зарплату при налогообложении нельзя. Такие расходы относятся к деятельности организации в периоде применения объекта «доходы», а следовательно, налоговую базу по единому налогу не уменьшают (п. 4 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 26 мая 2014 г. № 03-11-06/2/24949).

Плату за аренду, перечисленную авансом в периоде применения объекта «доходы», можно учесть в расходах после смены объекта налогообложения. Но только за те месяцы, когда организация стала платить единый налог с разницы между доходами и расходами. Такая возможность обусловлена тем, что фактически арендные услуги оказаны после перехода на другой объект налогообложения. Расходы включите в налоговую базу на дату подписания акта об оказании услуг. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.17, подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Переход с объекта «доходы минус расходы» на объект «доходы»

При смене объекта налогообложения доходы учитывайте в прежнем порядке по мере оплаты (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Никаких особых правил Налоговым кодексом не предусмотрено.

Расходы, условия для признания которых возникли после смены объекта налогообложения, налоговую базу по единому налогу не уменьшают. Ранее списанную в расходы стоимость основных средств при переходе на объект «доходы» восстанавливать не нужно. Такая обязанность Налоговым кодексом не предусмотрена (письма Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-11-11/240, от 31 марта 2010 г. № 03-11-06/2/46).