Государственный финансовый контроль осуществляют. Государственный финансовый контроль учреждения

7.1. Счетная палата Российской Федерации

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Предсе-дателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне за-висимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечисле-нием или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

Контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

Управлением и обслуживанием государственного долга;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Представлением государственных кредитов, а также пред-ставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе-мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

По времени проведения финансового контроля:

    Предварительный - проводится до совершения финансовых операций, и поэтому имеет важное значение для предотвращения нарушения финансовых норм. В его рамках проверяются обычно либо проекты финансовых документов, либо ещё не исполненные финансовые документы. Напр., при подаче кредитной или кассовой заявки в банк, он проверяет все поданный документы в 100% случаев. Хороший пример - обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год.

    Текущий - это контроль в процессе совершения финансовых операций. Напр., контроль в ходе капитального строительства какого-либо объекта.

    Последующий - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Напр., контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9-ть месяцев года и т.д.

В зависимости от обязательств:

    Обязательный - проводится: а) в силу требований закона; б) по решению компетентных органов государства.

    Инициативный - осуществляется по инициативе хозяйствующих субъектов.

По субъектам: финансовый контроль представительных органов власти; президентский, исполнительно-распорядительных органов, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный финансовый контроль, внутрихозяйственный, независимый хозяйственный контроль.

Органы финансового контроля:

Государственная Дума правомочна на образование счетной палаты РФ, порядок действия счетной палаты определяется федеральным законом. К полномочиям Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает заместителя председателя счетной палаты и вторую половину состава. Государственная Дума утверждает федеральный бюджет РФ, а также отчет о выполнении федерального бюджета. В составе Государственной Думы действует комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, который непосредственно занимается всеми видами финансового контроля, основной является работа по формированию и контролю за исполнением федерального бюджета.

Счетная палата . Органы подобные счетной палате созданы во всех субъектах РФ. Основная задача направлена на проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении различных государственных расходов. Эти мероприятия могут быть:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и субъектов федерации;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета, обычно, когда он ещё находится в проекте;

    финансовая экспертиза законопроекта;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений по их изменению;

    контроль за законностью и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета в ЦентрБанк России и уполномоченные банки;

    регулярное представление Федеральному Собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проведения контрольных мероприятий.

Счетная палата вправе выносить предписания в случае нарушений хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта, они являются обязательными для исполнения и в случае неисполнения предписания, коллегия счетной палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении исполнения финансовых операций субъекта-нарушителя. Это решение может быть обжаловано в суд.

Контрольное управление и ведомства . Ранее контрольное управление находилось в составе администрации Президента, с приходом В.В. Путина статус самого управления повысился, и оно стало называться президентским контрольным управлением, оно имеет свои представительства в федеральных округах. Президентский контроль сегодня олицетворяет государственный контроль, в рамках которого и осуществляется финансовый контроль. Функции этого управления:

    Анализ финансовой деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов РФ.

    Рассмотрение жалоб и обращений граждан.

Контрольное управление президента не наделено полномочиями по применению санкций и обходится представлениями в компетентные органы государства для возбуждения соответствующих процедур (прокуратура и т.д.). Нормативный срок рассмотрения таких представлений - 10 дней.

Правительство РФ контролирует проведение единой финансовой политики государства, этот процесс реализуется через текущий контроль за федеральным бюджетом на различных стадиях. Одновременно Правительство контролирует подведомственные министерства и ведомства, а также направляет деятельность специализированных органов финансового контроля.

Министерство финансов осуществляет финансовый контроль за рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных средств. Для реализации контрольных полномочий Минфин может запрашивать от любых предприятий и организаций необходимую информацию. Минфин вправе давать обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений, ограничивать или приостанавливать государственное финансирование, взыскивать с предприятий, учреждений и организаций, полученные ими средства из федерального бюджета.

Департамент финансового контроля и аудита , имеет свои территориальные органы, называющиеся контрольно-ревизионными управлениями (КРУ). У этого департамента две основные функции: контроль за предприятиями, работающими с бюджетными средствами и регулирование аудиторской деятельности.

Федеральное казначейство существует на правах главного управления министерства финансов РФ. Функции федерального казначейства аналогичны функциям Минфина, только для работы с федеральным бюджетом.

Министерство РФ по налогам и сборам действует как орган финансового контроля, основной задачей которого является обеспечение единой системы соблюдения налогового законодательства РФ. Это министерство наделено достаточно широкими полномочиями, и отвечает в основном за доходную часть бюджета.

ЦентрБанк РФ как орган финансового контроля надзирает за финансовой деятельностью коммерческих банков. ЦентрБанк вправе применять к банкам нарушителям принудительные меры воздействия вплоть, до частичного (приостановление) или полного отзыва банковской лицензии.

Ведомственный финансовый контроль - контроль различных министерств и ведомств за деятельностью предприятий и организаций, входящих в систему данного министерства или ведомства. Обычно в их рамках созданы специальные контрольно-ревизионные органы. Основные задачи ведомственного финансового контроля: 1) выполнение плановых заданий; 2)экономное использование материальных и финансовых средств; 3)сохранность государственной собственности; 4)правильность постановки задач.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций). Его осуществляет руководство, специально созданные органы.

Аудиторские органы осуществляют финансовый контроль в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001-го года. В этом законе урегулирован весь порядок контроля и даны основные термины. Под аудиторско-финансовым контролем понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Существуют различные подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах, в связи, с чем выделяют следующие виды контроля:

Бюджетный,

Налоговый,

Таможенный,

Денежно-кредитный.

Бюджетный (финансово-бюджетный), является одним из важнейших видов финансового контроля; обеспечивает:

Проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год;

Выявление отклонений в ходе исполнения бюджета и финансовых нарушений в бюджетной сфере;

Контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта.

Классификация государственного финансового контроля может осуществляться по признакам, представленным на Рисунке 1.

По отношению к ветвям государственной власти выделяют: контроль законодательных (представительных) органов государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные органы контроля (например, Счётная палата), президентский контроль и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

В Российской Федерации парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со статьёй 107 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам:

федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

денежной эмиссии.

Рис. 1.

По характеру компетенции выделяют:

Органы общей компетенции (например, Счётная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, другие);

Органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора);

Органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Существует и другая классификация видов государственного финансового контроля:

Общегосударственный (парламентский и административный),

Ведомственный,

Специальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основная функция которых - государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Ведомственный финансовый контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств, - органы ведомственного финансового контроля. Объект этого контроля - производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Специальный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый), осуществляемый Министерством финансов РФ, управлениями финансов субъектов РФ, Центральным банком РФ, а также главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной Таможенной службой и другими контролирующими органами.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним по отношению к органам государственной власти понимают контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти специально созданными контрольными органами (Счётная палата РФ). Под внутренним контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти, в том числе, органов исполнительной власти. Кроме того, в настоящее время в бюджетной сфере формируется механизм внутреннего контроля, который будет представлен во второй главе работы на примере органов Федерального казначейства.

Формы контроля различаются по следующим направлениям, представленным на Рисунке 2.

Рис. 2.

Исходя из временного фактора, выделяют такие формы государственного финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например в ходе обсуждения и утверждения проектов законов(решений о бюджете). Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий (оперативный) контроль, проводится в момент совершения финансово-хозяйственных операций. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчётов.

Последующий контроль, осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением объекта контроля.

Все три формы контроля по времени проведения органически взаимосвязаны, дополняют и зависят друг от друга.

Методика контроля - это совокупность методов контроля, используемых для конкретного случая. Важно правильно выбрать методический инструментарий контроля, учесть его адекватность предмету контроля, объективность, надёжность, ориентацию на комплексность, оперативность и качество контроля. В частности, для получения объективного результата целесообразно использование различных методик для контроля одной величины.

Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение, ревизии.

Проверки - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом направлении или участке деятельности контролируемого объекта. В процессе проведения проверок на основе отчётной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

По объектам и средствам контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся:

Документальная проверка - проверка учётных и иных документов;

Автоматическая проверка - проверка на уровне специальных программных средств контроля над применением системы компьютерной обработки данных при проведении и учёте операций;

Фактическая (выездная) проверка - проверка документов, наличия денежных средств и материальных ценностей, компьютерных баз данных, проводимых процессов и операций по месту нахождения контролируемого объекта;

Камеральная проверка - проверка, проводимая по месту нахождения контролируемого органа на основе имеющегося массива данных и (или) документов и компьютерных баз данных, представленных контролируемым объектом.

По способу получения информации проводятся:

Выборочная проверка - проверка определённой совокупности документов, материальных ценностей, процессов и операций с целью на основе их изучения сделать вывод обо всей проверяемой совокупности;

Сплошная проверка - проверка всех без исключения документов, материальных ценностей, процессов и операций на конкретном участке или определённом направлении деятельности за определённый период.

По предмету контроля (направлению деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся:

Тематическая (целевая) проверка - проверка определённой темы, определённого вида операций или их совокупности, участка или направления деятельности;

Комплексная проверка - проверка всех тем, видов операций, участков или направлений деятельности.

Обследование в отличие от проверок охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов финансово деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны контролирующего органа за деятельностью учреждений с целью предотвращения негативных последствий, так например, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Результативность финансового контроля может определяться эффективностью работы контролирующих органов. В общем случае эффективность деятельности определяется соотношением результатов контрольной деятельности - суммы выявленным финансовых нарушений, начисленных штрафов, пени и иных финансовых санкций, к сумме затрат на осуществление контрольной деятельности. Однако, данный показатель не всегда может точно охарактеризовать результативность работы контролирующего органа. Так, например, низкий уровень установленных нарушений и начисленных штрафов может свидетельствовать как о неудовлетворительном характере работы контролирующих органов, так и о высоком уровне профилактической работы по предотвращению финансовых нарушений (что в управленческой деятельности намного важнее).

Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты.

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера - ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных объектов налогообложения.

Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Как правило, отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Выделяют два вида аудита:

  • 1) внешний
  • 2) внутрифирменный.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Данный аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежать штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в заключение торговых сделок и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, принципиально новая форма организации финансового контроля.

В развитых странах независимое аудиторство является ведущей формой внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При ООН создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

При проведении финансового контроля в современных условиях все в большей мере используется с вычислительной также и информационно-компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и нормативы.

Государственный контроль осуществляется органами законодательной власти и органами исполнительной власти, в т.ч. и специально созданными для осуществления финансового контроля.

Основы финансового контроля, осуществляемого органами законодательной власти , заложены в Конституции РФ, конституциях республик в составе Федерации, а также уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль, осуществляемый этими органами, затрагивает главным образом область бюджетной системы (контроль соответствующих комитетов и комиссий в процессе рассмотрения и принятия законов о бюджетах, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов).

Государственная Дума и Совет Федерации РФ, согласно ст.101 Конституции РФ, создают Счетную палату РФ, которая наделœена широкими полномочиями в сфере осуществления финансового контроля: определœение целœесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджетов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и др.

Контрольные полномочия Счетной палаты, в соответствии с Законом, распространяются на всœе государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные органы, организации, в случае если их деятельность связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов в части финансового регулирования, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка и др.

В структуре Администрации Президента РФ действует орган широкой сферы контрольной деятельности – Контрольное управление Президента РФ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не наделœено правом применения санкций, однако вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений финансового законодательства руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Такие предписания рассматриваются безотлагательно. Правом организовывать в пределах своей компетенции проверки использования в округе средств федерального бюджета наделœены и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Правительство РФ в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ (ст.114) и Федерального конституционного закона ʼʼО Правительстве Российской Федерацииʼʼ от 17 декабря 1997ᴦ. № 2 — ФКЗ, контролирует составление и исполнение федерального бюджета͵ проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль, контролирует деятельность в области финансов федеральных министерств и других подотчетных ему органов, направляя деятельность таких органов по осуществлению финансового контроля. Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), которые регулируют порядок такой деятельности. Так, Министерство финансов осуществляет контрольные функции в соответствии с Положением о нем. Министерству финансов подведомственны органы, специально созданные для осуществления государственного финансового контроля – федеральные службы финансово-бюджетного, налогового, страхового надзора, служба финансового мониторинга. Контрольные функции выполняет и Федеральная таможенная служба (в структуре Министерства экономического развития и торговли), и Федеральная служба по финансовым рынкам, подведомственная Правительству РФ. Каждый из этих органов в пределах установленной компетенции провидит контроль за соблюдением финансового законодательства, целœевым использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных и целœевых бюджетных фондов; формированием доходов бюджетов, полнотой и своевременностью внесения установленных платежей; частично осуществляют валютный и экспортный контроль, контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков и т.п.

Федеральное казначейство наряду с другими функциями осуществляет и финансовый контроль за исполнением бюджета. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединœениями и иными организациями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998ᴦ. №888 созданы территориальные контрольно-ревизионные органы (управления) Министерства финансов РФ (КРУ). Главная их задача – осуществление в пределах установленной компетенции государственного финансового контроля на территории субъекта федерации или региона РФ. КРУ осуществляют последующий контроль за своевременным, целœевым и рациональным использованием и сохранностью бюджетных и иных федеральных денежных средств, проводят ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета͵ доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, и др.

Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления. Большое значение для развития местного самоуправления имеет Федеральный закон №154-ФЗ от 16 сентября 2003 ᴦ. ʼʼОб общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерацииʼʼ. В соответствии с законом выборные и иные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль при утверждении местного бюджета и его исполнении, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ и т.п. В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997ᴦ. №126-ФЗ ʼʼО финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерацииʼʼ при осуществлении представительными органами местного самоуправления контроля за исполнением местных бюджетов им предоставлено право привлекать для этой цели аудиторов.

Понимание особенностей рынка, темпов его развития, умения предсказать рыночную ситуацию, правильно понять потребности покупателей – все это может помочь не просто управлять предприятием, но и сделать его деятельность максимально эффективной. Без постоянного сбора маркетинговой информации, анализа и интерпретации полученных данных, предприятие не сможет удовлетворить ожидания потребителей и увеличить свою прибыль. Таким образом, для формирования объективных знаний и постоянного их пополнения в любой компании необходимо проводить маркетинговые исследования.
Каждый человек, вне зависимости от того, где работает и чем занимается, так или иначе, сталкивается с необходимостью проведения своего рода маркетингового исследования: при поиске и выборе нужного товара или услуги, сравнительном анализе продуктов разных марок, ценовом мониторинге. Это показывает значимость данного направления маркетинговой деятельности и необходимость его более глубокого изучения.
В мире сосуществуют миллионы компаний, занимающихся проведением маркетинговых исследований.

Одной из крупнейших является международная корпорация GfK Group. Рассмотрим ее деятельность более подробно.
Институт маркетинговых исследований GfK Group был основан профессором Вильгельмом Версхофеном как научно-исследовательский институт «Общество изучения потребления» в 1934 году в городе Нюрнберг. Сегодня GfK – это корпорация, которая имеет свое представительство в более чем в 100 странах, проводит маркетинговые исследования для 12 000 клиентов, а так же является одной из лидирующих компаний на своем рынке в мире.

GfK Group предоставляет информационные и консалтинговые услуги по многим направлениям бизнеса, однако российский офис (GfK Rus) фокусирует свою деятельность лишь на двух:
Consumer Experiences
Consumer Choices
Отдел Consumer Experiences занимается непосредственно конечными потребителями и их поведением, то есть изучаются сами люди. Разнообразие возможных исследований — огромно, сюда относятся и MysteryShopper, и проведение различных фокус-групп и интервью.
Также одним из блоков данного отдела является панель домохозяйств, которая насчитывает порядка 3000 домохозяйств по всей России.

Что такое панель домохозяйств? Фактически, отслеживаются ВСЕ покупки, совершенные домохозяйствами, участвующими в панели. Участникам выдают специальные сканнеры, с помощью которых они сканируют ВСЕ штрих-коды товаров, которые приобретают. Кроме того, такой метод сбора информации позволяет отслеживать место, где совершена покупка: населенный пункт, дистрибуционный канал (гипермаркет, супермаркет, аптека, магазин одежды и т.д.). Данная панель открывает огромные возможности для исследовательской деятельности. С помощью полученных данных можно оценивать рынки (объем в деньгах и штуках) различных товаров: от автомобильных шин до дорогостоящих холодильников. Также можно нарисовать портрет стандартного покупателя (возраст, пол, вид деятельности, средний заработок и т.д.) различных товаров. Клиентами данного отдела являются все основные производители, представленные на территории Российской Федерации. Это такие крупные бренды как Procter&Gamble, Unilever, Shwarzkoph&Henkel и т.д.
Второй отдел — Consumer Choices — никак не связан с потребителями, данный отдел занимается анализом Sell Out данных.
Что такое Sell Out? Это объем продаж (выраженный в деньгах или штуках), реализованный ритейлером. Все крупные производители, например Procter&Gamble, никогда не продают свою продукцию финальному потребителю — физическим лицам, они реализовывают свои продажи с помощью различных ритейлерских сеток (гипермаркеты (Ашан), супермаркеты (Перекресток), продавцы бытовой техники (Медиамаркт) и т.д.). Поэтому и появляется деление продаж на Sell IN (объем продаж непосредственного производителя ритейлерской сетке) и Sell OUT (объем продаж тех же самых брендов производителей, но реализованный уже самим ритейлером).
Каким же образом Sell Out данные попадают в компанию GfK? Данные ритейл-партнеров высылаются абсолютно бесплатно, взамен ритейлеры получают агрегированную информацию о рынке, на котором они работают в целом. GfK работает только с выгрузками из кассовых аппаратов, что обеспечивает максимальную четкость данных. После того как ритейлер выслал данные, они загружаются в общее «хранилище» данных GfK. Команда из 100 кодировщиков по всему миру ежемесячно кодирует миллионное кол-во уникальных товаров, высланных от ритейлеров.

После того как данные проходят сложный процесс анализа, они попадают во внутреннюю систему, с помощью которой создаются различные варианты отчетов. Рассчитывается основная динамика рынка: динамика в штуках, в деньгах, средние цены, дистрибуция (взвешенная и нумерическая). Сегментация идет по производителям, брендам вплоть до каждого отдельного артикула, что делает отчет особенно интересным для клиентов.

Необходимо отметить, что отдел Consumer Choices в первую очередь занимается исследованиями рынков крупной и мелкой бытовой техники, а также цифровой техники (от смартфонов до фотоаппаратов и аксессуаров для них). Основными клиентами этого отдела являются Samsung, LG, BOSCH и др.

В последние годы в компании активно ведется работа над развитием новых направлений и новых рынков. Например, рынок фармацевтики, рынок парфюмерно-косметической продукции, рынок детских товаров и т.д.
Итак, мы ознакомились с деятельностью предприятия, занимающегося маркетинговыми исследованиями, на примере компании GfK Group, выявив основные направления ее деятельности. Следует отметить, что компания за годы своего существования добилась огромных успехов. GfK Group по праву носит статус международной компании. В данный момент она крепко стоит на ногах, в связи с чем составляет весомую конкуренцию многим ведущим компаниям. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что компания заслуживает уважения и внимательного изучения ее деятельности как важного и ценного примера для подражания.

1. Сущность и принципы финансового контроля, и его место в системе управления.

2. Предмет и метод финансового контроля.

3. Виды и формы контроля, его субъекты.

Сущность и принципы финансового контроля, и его место в системе управления

Контроль в переводе с французского означает «проверка чего-либо».

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, становления, функционирования и развития объекта управления с целью оценки обоснованности, рациональности и законности принятых управленческих решений, выявления нарушений и выработки корректирующих мер по их устранению.

Хозяйственный контроль призван оценить эффективность, законность и целесообразность совершенных хозяйственных операций и оценки из результатов.

В системе управления контроль занимает главенствующую роль, выступает как одна из центральных функций управления.

Органы финансового контроля РФ

Он направлен в первую очередь на оценку достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности.

Для выработки мнения о достоверности отчетности необходимо проверить весь комплекс первичных и сводных документов бухгалтерского учета, оперативного учета, налогового учета, статистического учета в части составления статистических форм отчетности.

Принципы контроля:

1. Принцип научности предполагает использование в ходе финансового контроля достижений в области методологии и методики учета, анализа, ревизии и аудита и передового отечественного и зарубежного опыта.

2. Принцип экономичности предполагает, что затраты на проведение контроля должны быть ниже эффекта полученного в результате осуществления контрольных процедур.

3. Принцип нейтральности предполагает, что ход и результаты контроля являются непредвзятыми и нейтральны по отношению ко всем группам пользователей.

4. Принцип действенности предполагает, что контроль должен не только выявлять нарушения, но и способствовать выработке мер по их устранению, а также контролировать реализацию всех мероприятий, выработанных по результатам всех предыдущих проверок.

5. Принцип непрерывности – контроль должен осуществляться на постоянной основе в соответствии с утвержденными планами контрольно-ревизионной работы, а не от случая к случаю.

Предмет и метод финансового контроля

Предметом финансового контроля является управленческая деятельность организации, хозяйственные, финансовые и производственные операции и процессы, которые рассматриваются с точки зрения обеспечения их законности, достоверности, целесообразности и эффективности. Во-вторых, предметом финансового контроля является обеспечение сохранности имущества и капитала собственников.

В процессе проведения контроля его неотъемлемыми частями являются субъекты и объекты.

Субъектами контроля выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица. Физические лица, задействованные в процессе контрольных процедур это материально ответственные лица, это должностные лица, это работники организации, осуществляющие контрольные функции или предоставляющие информацию для проведения такого контроля.

Объекты контроля:

· финансовые, хозяйственные и производственные операции и процессы;

· первичная документация (бухгалтерская, планово-экономическая, конструкторско-технологическая и т.д.), регистры учета, бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность;

· имущество предприятия;

· капитал и обязательства, представленные в пассиве баланса;

· финансовые результаты, отраженные в отчете о прибылях и убытках;

· результаты и эффективность различного рода организационно-технических мероприятий и т.д.

Метод – это способ осуществления контрольной деятельности, то есть это совокупность документальных и фактических процедур контрольного характера.

Метод контроля основывается на диалектическом подходе, который предполагает, что изучение и оценка финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется в развитии с постоянным совершенствованием контрольных процедур и методов. Второй чертой метода контроля является его системность и комплексность, то есть все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Метод финансового контроля – это диалектический подход исследований хозяйственных явлений и процессов, обеспечивающий системную, комплексную оценку экономической деятельности организации с целью выработки утверждения о ее законности, достоверности и рациональности.

Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль заключается в контролиро­вании составления и исполнения федерального, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, де­нежного обращения, внутреннего и внешнего государственного и региональных долгов и др. В соответствии с российским законода­тельством осуществление государственного финансового контроля возложено на Министерство финансов РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России.

Бюджетный контроль на федеральном уровне. Ведущая роль в государ­ственном финансовом контроле отводится бюджетному контролю.

Бюджетный контроль - этап бюджетного процесса, осуществ­ляемый представительными органами власти. Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы - парламентский и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

Право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

Право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

Право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

Право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату РФ, контрольно-счетные палаты предста­вительных органов власти субъектов РФ и местного само­управления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

Право вынесения оценки деятельности исполнительных ор­ганов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством фи­нансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюд­жетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

Право проведения проверок главных распорядителей и по­лучателей бюджетных средств;

Право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

Право требовать устранения выявленных нарушений бюд­жетного законодательства;

Право давать обязательные для исполнения указания по уст­ранению выявленных нарушений бюджетного законодатель­ства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Со стороны Президента РФ финансовый и бюджетный кон­троль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль за деятельностью органов контроля и надзора при феде­ральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений юридиче­ских и физических лиц.

Финансово-бюджетный контроль постоянно осуществляется Правительством РФ. Оно контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных ми­нистерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осу­ществляющих контрольные функции. С этой целью при Правитель­стве РФ создан Межведомственный совет по государственному фи­нансовому контролю.

Министерство финансов РФ осуществляет: контроль за исполне­нием федерального бюджета и использованием средств государст­венных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций; анализ сводной финансовой отчет­ности федеральных органов исполнительной власти: внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюдже­тов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, полу­чаемых ими из федерального бюджета.

На основании Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 функции финансово-бюджетного контроля со сторо­ны Министерства финансов РФ в настоящее время возложены на Департамент регулирования государственного финансового контро­ля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, созданный на базе КРУ, Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государствен­ных средств в организациях Минобороны РФ и правоохранитель­ных органов.

Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и аудит юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

Казначейство осуществляет контроль за операциями с бюджет­ными средствами главных распорядителей бюджетных средств, рас­порядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномо­ченных банков, других участников бюджетного процесса.

Финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюд­жетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют кон­троль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого ис­пользования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Они также проводят аудит казенных предприятий.

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Для этих целей в 1995 создана Счетная палата РФ. Она неза­висима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собра­нию РФ. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы Палата проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использова­нием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу РФ Палата ежеквартально представляет отчеты о ходе испол­нения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по отче­ту Правительства РФ об исполнении бюджета.

Бюджетный контроль в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Территориальные представительные органы власти осуществляют кон­троль путем рассмотрения и утверждения территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов (предварительный контроль), а также отчетов об их исполнении (последующий контроль). В ходе финан­сового года в порядке текущего контроля они могут на своих заседа­ниях, а также на заседаниях образованных комиссий и рабочих групп рассматривать отдельные вопросы исполнения бюджета.

В составе территориальных представительных органов власти создаются бюджетно-финансовые комиссии, наделенные полным объемом полномочий в области финансовой политики и контроля за финансовой деятельностью органов исполнительной власти.

Они не имеют постоянного экспертного и ревизионного аппарата и осуществляют контрольные функции путем запроса и анализа необ­ходимой информации без выхода на объекты. Для проведения экс­пертных работ и контрольных мероприятий на местах они имеют право давать соответствующие поручения территориальным кон­трольно-счетным палатам.

Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных об­разований являются независимыми специализированными государ­ственными органами бюджетно-финансового контроля. Задачами и функциями этих контрольно-счетных палат являются организация и проведение оперативного контроля:

За надлежащим исполнением территориальных бюджетов в текущем году;

Своевременным исполнением доходных и расходных статей территориального бюджета и внебюджетных фондов по объ­емам и структуре;

Поступлением средств в территориальные бюджеты от управления собственностью, принадлежащей территориаль­ным органам власти;

Законностью и своевременностью движения средств терри­ториального бюджета и внебюджетных фондов;

Рациональностью и эффективностью использования заем­ных средств, получаемых территориальными органами вла­сти путем выпуска облигаций и других видов ценных бумаг.

Контрольно-счетные палаты осуществляют:

(1) предварительный контроль на этапе экспертизы законода­тельных актов и территориальных программ;

(2) текущий контроль путем проведения проверок и обследова­ний, связанных с зачислением, перечислением и использо­ванием средств территориального бюджета, внебюджетных фондов в организациях независимо от форм собственности;

(3) последующий контроль путем проведения экспертиз и под­готовки заключений по отчетам об исполнении бюджета и смет внебюджетных фондов.

К полномочиям контрольно-счетных палат относятся: направ­ление органам государственной власти представлений и обязатель­ных для исполнения предписаний по результатам проверок и об­следований, а в случаях выявления при проведении проверок и об­следований фактов хищений государственных денежных и матери­альных средств палаты имеют право передавать материалы прове­рок и обследований в правоохранительные органы.

Исполнительные органы власти обладают всеобъемлющими пол­номочиями в области бюджетно-финансового контроля, поскольку контроль является одним из звеньев возложенной на них функции непосредственного управления территориальными финансовыми и материальными ресурсами. Их задачей является также организация системы финансового контроля, включающей органы межведомст­венного и ведомственного контроля, и обеспечение эффективности ее функционирования. Они непосредственно или через создаваемые ими органы осуществляют все виды контроля - предварительный, текущий и последующий. В их полномочия входит контроль за фи­нансовой эффективностью управления собственностью, организа­ция контроля за рациональным расходованием средств бюджета и внебюджетных фондов, контроль за оптимальным размещением территориального заказа, за сбалансированной политикой в области заимствований. Для непосредственного контроля территориальные администрации создают соответствующие органы в структуре ис­полнительной власти.

В функции территориальных финансовых органов входит также организация контроля за рациональным расходованием бюджетных средств, выделенных отраслям местного хозяйства, осуществление контроля за формированием доходной части и целевым расходова­нием бюджета и внебюджетных фондов. При подготовке проекта территориального бюджета, в ходе его исполнения и при составле­нии отчета об исполнении бюджета они осуществляют все виды контроля.

Контрольно-ревизионные управления территориальных админист­раций являются специализированными органами бюджетно-финансового контроля, подотчетными территориальным админист­рациям. Основная их задача - контроль: (1) за выполнением де­партаментами, комитетами, управлениями и другими органами ис­полнительной власти возложенных на них функций и соблюдением ими действующего законодательства; (2) за финансово-хозяйственной деятельностью государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий, имеющих в уставном фонде долю государственной и муниципаль­ной собственности; (3) за сохранностью и использованием государ­ственной и муниципальной собственности, бюджетных средств.

Они имеют право: проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности департаментов, комитетов, управлений и иных органов исполнительной власти города; в пределах своей компетенции взыскивать с юридических лиц в доход территориаль­ного бюджета всю сумму материального ущерба, нанесенного мест­ному хозяйству, использованных не по назначению бюджетных средств.

В системе организации территориального финансового контро­ля отдельные функции выполняются территориальными подразде­лениями федеральных органов. Согласно Постановлению Прави­тельства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных кон­трольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» основной задачей территориальных контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ (контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов РФ в субъектах РФ) является осуществление в пределах своей компетенции после­дующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ.

Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в субъекте РФ (крупном городе) в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие основные функции:

(1) осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюд­жетных фондов и других федеральных средств;

(2) проводит в пределах своей компетенции ревизии и темати­ческие проверки поступления и расходования средств феде­рального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), нахо­дящегося в федеральной собственности;

(3) проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм соб­ственности по мотивированным постановлениям правоох­ранительных органов;

(4) проводит в установленном порядке по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на договорной основе ревизии и финансо­вые проверки поступления и расходования средств соответ­ствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности.

Функции Федеральной налоговой службы и Банка России. Важную роль в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления налогов и сборов в доходную часть бюджетов играет Федеральная налоговая служба.

Она представляет собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесе­ния в соответствующий бюджет налогов и других обязательных пла­тежей. Федеральная налоговая служба имеет право взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке.

В обеспечении контроля за отношениями государственных и муниципальных финансов с кредитно-финансовыми организация­ми определенную роль играет Центральный банк Российской Феде­рации (Банк России). Он осуществляет следующие функции: посто­янный надзор за соблюдением кредитными организациями банков­ского законодательства, нормативных актов Банка России, в част­ности установленных им нормативов; валютное регулирование; те­кущий контроль за проведением проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль за проведением анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Полномочия Банка России: запрашивать и получать у кредит­ных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения по полученной информации; для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической си­туации запрашивать и получать необходимую информацию у феде­ральных органов исполнительной власти; по результатам проверок направлять организациям обязательные для исполнения предписа­ния об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять установленные законом санкции по отношению к нару­шителям.

Лекция 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

Классификация форм и методов финансового контроля.

3. Общегосударственный финансовый контроль: цели, направления и методы. Основные функции органов общегосударственного финансового контроля.

1. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов:

· завершающая стадия управления финансами;

· условие эффективности управления финансами.

Финансовый контроль — это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специальных учреждений за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Объектом контроля выступают денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях финансовой системы. Основу финансового контроля составляют документы бухгалтерского учета, бюджетной и налоговой отчетности.

Предметом контроля выступают прибыль, доходы, себестоимость, контрольные показатели бюджета и другие. Финансовый контроль включает контроль за: соблюдением требований экономических законов; распределением и перераспределением стоимости ВВП и НД; оценку эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; налоговыми взаимоотношениями; другие.

Задачи контроля:

— своевременность и полнота выполнения обязательств перед бюджетом;

— выявление внутренних резервов увеличения финансовых ресурсов;

— правильность ведения финансовой отчетности и другие.

2. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на:

1) государственный: реализуется через общегосударственный (осуществляют органы власти и управления) и ведомственный (Контрольно-Ревизионное управление, Федеральное казначейство и др.);

2) внутрихозяйственный осуществляется экономическими службами и отделами предприятий и учреждений — бухгалтерией, финансовым отделом;

3) общественный осуществляется неправительственными организациями ан основе добровольности, безвозмездности и инициативности;

4) независимый осуществляется аудиторскими фирмами и службами.

В зависимости от форм проведения, финансовый контроль разделяется на:

· предварительный осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет расходов и доходов, проектов бюджетов. Содержит оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов;

· текущий реализуется при исполнении финансового плана. Проверяется соблюдение норм и нормативов расходования, своевременность сбора доходов;

· последующий: после завершения отчетного периода и финансового года. Предназначен для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, базируется на выводах предварительного контроля.

В зависимости от методов проведения финансовый контроль делится на:

— проверку: проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе балансовых, отчетных и расходных документов.

Выявляет нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;

— обследование охватывает отдельные стороны деятельности организации. Определяет необходимость переориентации или реорганизации производства. Основывается на опросах, анкетировании;

экономический анализ — детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки результатов деятельности, финансового состояния;

— надзор проводится контролирующими органами за субъектами, получившими лицензию. Это — контроль за соблюдением правил и норм лицензий и сертификатов;

— ревизия — взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности. Проводится с помощью приемов фактического и документарного контроля для выявления недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии, при этом они могут быть плановыми и неплановыми. Могут проводиться сплошные и выборочные проверки документов. По характеру материала, на основе которого проводится ревизия, они разделяются ан документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре). При проведении ревизии составляется программа, где указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии. Приемами ее проведения являются сопоставление плановых и отчетных данных, инвентаризация товарно-материальных ценностей, проверка наличных денег и другое. По результатам ревизии составляется акт, содержащий список выявленных недостатков и способов их устранения.

Схема 1. Виды и формы финансового контроля

3. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы власти и управления, Счетная палата РФ, Контрольно-Ревизионное управление, Органы федерального казначейства, Таможенные органы, Федеральная налоговая служба и сборам, Министерство по антимонопольной политике, Министерство по управлению государственным имуществом и др.

Контроль законодательных органов законодательной власти, представительных органов местного самоуправления предоставляет соответствующим законодательным органам государственной власти, представительным органам местного самоуправления право на:

— получение от исполнительных органов власти органов местного самоуправления необходимых материалов при утверждении бюджета;

— получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

— утверждение отчета об исполнении бюджета;

— создание собственных контрольных органов, контрольных палат, других органов власти уровня субъекта и местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов;

Вынесение оценки деятельности, органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления предоставляют информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным органам государственной власти, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Финансовый контроль, производимый исполнительными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют:

— Министерство финансов РФ;

— Федеральное казначейство;

— финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;

— главные распорядители;

— распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство было воссоздано в РФ в 1992г. На сегодняшний момент оно имеет отделения почти во всех субъектах РФ. К их задачам относятся:

— исполнение бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов;

— сбор и анализ информации о финансовом состоянии страны;

— оперативное управление государственными финансами;

— предварительный и текущий контроль за целевым использованием средств бюджетополучателями;

— краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансов.

Таким образом, казначейство (ОФК) реализует предварительный текущий контроль за бюджетными средствами. Для этой цели ОФК могут осуществлять проверки денежных документов на предприятиях всех форм собственности, приостанавливать операции по счетам, взыскивать не по назначению использованные средства. Казначейство действует исходя из принципа единства кассы, т.е. орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждениях ЦБ РФ единый счет, на который зачисляются все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся все расходы. ОФК выступают кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств от имени и по поручениям бюджетных учреждений. Все операции отражаются в балансовых счетах казначейства. Следовательно, счета бюджетных учреждений, открытые в кредитных организациях должны быть закрыты и переведены в ОФК (лицевые счета), где отражаются лимиты бюджетных обязательств, полученное финансирование и кассовый расход. Счета бюджетоплательщиков располагаются на сегодняшний момент: 60%-в учреждениях ЦБ РФ; 38% — в Сбербанке; 2% — в кредитных организациях. Счета бюджетополучателей располагаются в ОФК на территории.

Счетная палата РФ организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению, проводит финансовую экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей бюджета и внебюджетных фондов, контролирует законность и своевременность движения бюджетных средств и др.

Учреждения Центрального банка РФ принимают и зачисляют средства, поступающие в доход бюджета, распределяют в установленных размерах доходы между звеньями бюджетной системы, выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счётах этих бюджетов.

Налоговый контроль в РФ осуществляют органы налоговой службы, таможенные органы, органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

Особая роль отводится федеральным органом налоговой полиции, которые осуществляют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный таможенный комитет РФ относится к органам, обеспечивающим экономическую безопасность и защиту экономических интересов, единство таможенной территории, организацию таможенного дела, мобилизацию таможенных и других обязательных платежей в федеральный бюджет.

Координацию деятельности в области управления и распоряжения федеральной собственностью осуществляет Министерство государственного имущества РФ. Российский фонд федерального имущества РФ владеет от имени РФ принадлежащими РФ объектами приватизации, осуществляет их продажу, выступает учредителем хозяйственных обществ.

Государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Контрольная работа

Тема: «Финансовый контроль»

Введение

Последнее десятилетие 20 века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ российской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества.

Это оказалось настолько сложным, что до сих пор не выработан единый подход к реализации экономической стратегии. Бесспорно одно – успешное движение России по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего в финансово-экономической сфере.

Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья.

4.3. Органы государственного финансового контроля рф

Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Для России в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Такая система финансового контроля должна включать надежный и жесткий государственный контроль, как внутренний, позволяющий исполнительной власти эффективно выполнять возложенные на нее обществом обязанности, так и внешний, от исполнительной власти не зависящий, гарантирующий гражданам, что исполнительная власть и подчиненные ей структуры ведут свою деятельность наиболее рационально и эффективно в интересах своего общества. Внешний государственный финансовый контроль, не зависимый от экономических субъектов, распоряжающихся финансовыми ресурсами, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем гражданским обществом, следует признать главным средством установления финансового порядка в стране.

Однако, чтобы отвечать современным требованиям, система государственного финансового контроля должна быть радикально реформирована.

Данная курсовая работа и посвящена прежде всего изучению ситуации на примере российского государства.

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы, денежное обращение. кредит», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и сущность финансового контроля, раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике, определить виды финансового контроля, выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России, раскрыть основных направлений для совершенствования в этой области.

Курсовая выполнена с помощью различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, учебники для Вузов, выдержки статей из Интернета (сайты журнала «Финансовый контроль», сайты информационных агентств, сайт Информационно-аналитического комплекса «Бюджетная система РФ»), основные понятия работы даны с помощью словарей (экономический, большой юридический).

1. Словарь терминов

Бюджетный контроль в РФ – государственный финансовый контроль, посредством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и составления отчета о его исполнении проверяется его образование, распределение и использование бюджетных средств.

Бюджетный процесс – в РФ – регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование.

Ведомственный финансовый контроль – финансовый контроль министерств, ведомств и других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Главный финансовый контролер – руководитель специального органа, осуществляющего контроль за мобилизацией и использованием фондов государственных денежных средств. Главный финансовый контролер назначается на этот пост пожизненно или на длительный срок.

Государственный контроль – форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства.

Методы финансового контроля – приемы, способы и средства осуществления финансового контроля. Общие методы финансового контроля конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов.

Обязательный финансовый контроль – финансовый контроль, который проводится:

– либо в силу требований законодательства;

– либо по решению компетентных государственных органов.

Последующий финансовый контроль – финансовый контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций.

При этом виде финансового контроля определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Предварительный финансовый контроль – финансовый контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. При этом виде финансового контроля проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. Счетная палата:

– обладает организационной и функциональной независимостью.

– является юридическим лицом;

– имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Текущий финансовый контроль – финансовый контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций:

– в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством;

– в ходе получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов;

– в ходе капитального строительства и т.д.

Финансовая политика – политика государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета.

Финансовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты.

Финансовый контроль – управление издержками и расходами предприятия с целью их контроля в рамках расходов, предусмотренных бюджетом.

Финансовый менеджмент – формирование и регулирование всех финансовых процессов на предприятии, включая инвестиции. Финансовый менеджмент охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль. Стратегический финансовый менеджмент охватывает долгосрочное управление инвестициями и структурой капитала.

Оперативный финансовый менеджмент относится к обеспечению ликвидности.

2. Теоретические основы финансового контроля

Финансовый контроль – важнейший элемент управления финансами. Без надлежащего финансового контроля любые задачи и результаты финансового распределения будут сведены на нет. В условиях современной рыночной экономики значение финансового контроля в России возрастает по сравнению с прежней административной экономикой по следующим причинам: во-первых, финансовые отношения стали более разнообразными и сложными; во-вторых, потенциальные нарушители финансового законодательства (частные организации и лица) теперь располагают более значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, более совершенными техническими средствами, что требует адекватного усиления финансового контроля.

Сама природа финансовых отношений объективно требует более эффективной системы контроля, чем в других областях денежных отношений.

Большинство финансовых отношений характеризуется неэквивалентностью или безвозвратностью финансовых платежей (уплата налогов, выплата пенсий и пособий, дотации и сметное финансирование организаций и т.д.), что делает их более притягательными для различных махинаций, чем эквивалентные денежные отношения (торговые, кредитные, по выплате зарплаты). Это связано с тем, что сам характер эквивалентных денежных отношений (взаимный контроль участников, легкость выявления нарушений и т.д.) затрудняет незаконное ущемление интересов одного из участников этих отношений. Этим объясняется наличие в финансовой системе большого числа органов контроля.

Финансовый контроль объективно вытекает из контрольной функции финансов. Но оба эти понятия нельзя смешивать. Контрольная функция – это свойство, внутренне присущее финансам, которым могут воспользоваться любые участники финансовых отношений. Финансовый контроль – это специальная деятельность уполномоченных органов. В этой связи можно дать следующее определение финансового контроля.

Финансовый контроль – это совокупность действий, осуществляемых специально уполномоченными органами и связанных с соблюдением субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, гражданами законодательства в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.