Что такое инвестиционный налоговый кредит. Предоставление инвестиционного налогового кредита Налоговый кодекс инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований: - проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей - осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит составляет от 1 года до 5 лет Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ. Как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

14. Виды налоговых режимов. Классификация налогов.

Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.

В России действуют следующие режимы налогообложения:

    Общий режим

    Специальный налоговый режим

Общий режим налогообложения представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:

1). Федеральные налоги и сборы

2). Региональные налоги

3). Местные налоги

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):

    Налог на добавленную стоимость

  • Налог на доходы физических лиц

    Налог на прибыль организаций

    Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

    Водный налог

    Государственная пошлина

    Налог на добычу полезных ископаемых

Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.

При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты

Существует на данный момент 3 региональных налога:

1). Транспортный налог

2). Налог на игорный бизнес

3). Налог на имущество организаций

Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москве(в городах федерального значения) устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.

Акты о местных налогах и сборах устанавливают следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты налогов

    Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в пределах предусмотренных НК РФ

Существует 2 местных налога:

1). Земельный налог

2). Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов общего режима налогообложения:

    По сферам налогового законадательства:

    Федеральные

    Региональные

    По методу установления, способу изъятия:

    Косвенные (НДС, акцизы)

    Прямые (остальные 11 налогов)

    В зависимости от порядка использования,назначения:

    Целевые (специальные) налоги

    Общие (обезличенные)

    В зависимости от групп налогоплательщиков:

    Налоги, уплачиваемые только организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций)

    Налоги, уплачиваемые только физическими лицами (НДФЛ и налог на имущество физическихлиц)

    Налоги, уплачиваемые и организациями, и физическими лицами (Земельный, транспортный налог, государственная пошлина и другие)

    Налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы и другие)

Специальные налоговые режимы принимаются в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные наоговые режимы могут предусматривать:

    Особый порядок определения элементов налогообложения

    Освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов

В НК РФ посвещена целая глава специальынм налоговым режимам, которые состоят из:

1). Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)

2). Упрощенная система налогообложения

3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

15. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Развитие экономики страны зависит от налоговой политики,возможность обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоговая политика – это система целенаправленных мероприятий государства в области налогов и налогообложения: экономических, правовых, организационных, контрольных. Налоговая политика в России в последние годы была направлена на реформирование (совершенствование) налоговой системы:

    Введение 2 частей Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть НК РФ ввелась в 1999 году, вторая часть вводилась постепенно с 2001 года.

    Сокращение количества налогов. В 2000 году было: федеральных – 20, региональных -5, а местных – 23. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8, региональных – 3, а местных – 2. С 1 января 2010 года был отменен Единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования РФ, федеральный и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

    Введение специальных налоговых режимов , которые включают:

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный налог)

    Упрощенная система налогообложения

    Система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции

    Снижение налоговых ставок , таких как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др. Например: налоговая ставка по НДС снизилась с 28% до 20%, а теперь составляет 18%.

    Совершенствование налогового администрирования , под которым чаще всего понимают систему управления государством налоговыми отношениями.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы определенно в основных направлениях налоговой политики.

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

В соответствии со ст. 68 НК РФ действие инновационного налогового кредитования (ИНК) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора, по соглашению сторон или по решению суда .

Действие данного кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Если в течение срока действия договора об ИНК заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об ИНК обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об ИНК, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора .

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 67 НК РФ ИНК может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога.

ИНК, на основании ст. 66 НК РФ, представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Такими основаниями по данным ст. 67 НК РФ являются :

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Данный кредит может быть предоставлен как по налогу на прибыль организации, так и по региональным и местным налогам, на срок от одного до пяти лет. Организация, получившая данный кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

В статье Антипиной О. В. написано, что уменьшение платежей по налогам, по которому предоставлен ИНК, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. При этом необходимо помнить, что конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об ИНК .

В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50%-ов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50%-ов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

ИНК предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией, который предусматривает порядок уменьшения налоговых платежей; сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен ИНК); срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты; порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога .

Отсутствие задолженности по налогам и возбужденных уголовных дел совершенно не приближает вас к «заветному кредиту», ведь единственный фактор, зримо подтверждающий ваши отличия от иных добропорядочных заемщиков - это бизнес-план . От тщательности, глубины и реалистичности составления данного документа зависит не только сама возможность получения кредита, но и будущее вашей компании на весь срок кредитования. Вся будущая финансово-хозяйственная деятельность заемщика в дальнейшем сравнивается и оценивается (в том числе налоговыми органами) на основе параметров, заданных и утвержденных в бизнес-плане.

Поэтому, следует доверить составление бизнес-плана опытным специалистам. Особо следует учитывать, что практически при всех администрациях (региональных и местных) существует список аккредитованных консалтинговых компаний, специально уполномоченных на разработку бизнес-планов. Такие компании учитывают всю «специфику местных требований» к документу и за «определенное вознаграждение», чаще легальное, помогут вам согласовать основные параметры бизнес-плана с профильным комитетом, что практически гарантирует получение инвестиционного кредита.

Сложившаяся практика деятельности аккредитованных консалтинговых компаний совершенно не исключает «рыночную конкуренцию». Однако бизнес-планы, подготовленные не аккредитованными компаниями, естественно, за плату, подлежат обязательной «экспертизе» аккредитованными консультантами. Подобные требования устанавливаются внутренними распоряжениями региональных и местных администраций, заинтересованных в наличии «специально уполномоченных и профессиональных» специалистов в бизнес-планировании.

Наряду с требованиями к процедуре разработки бизнес-плана, следует учитывать и требования к его содержанию.

Нечаев А.С. в своей статье ссылается на содержание, требования и форма бизнес-плана установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» .

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

  1. Вводная часть (резюме проекта), описывающая общую характеристику, название, цели и доказательства его выгодности;
  2. Анализ положения дел в отрасли, общую характеристику потребности в выпускаемой продукции и объемы ее производства в регионе (стране, мире - в зависимости от планируемого ареала продвижения продукта). Значимость данного производства для экономического и социального развития региона;
  3. Производственный план с программой производства и реализации продукции;
  4. Маркетинговый план, учитывающий: организацию сбыта и качественные характеристики сбытовой сети; обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции; расчет торгово-сбытовых издержек;
  5. Организационный план состоит из общих сведений о претенденте, его юридическом статусе, размере уставного капитала;
  6. Финансовый план, который является ключевым разделом, где детализируются статьи затрат по проекту и определяется экономическая эффективность проекта.

Наряду с обязательными требованиями, установленными федеральным законодательством, субъекты РФ и муниципальные образования вправе предъявлять дополнительные требования к бизнес-плану, предусматривающему получение инвестиционного налогового кредита . Как правило, такие требования издаются в форме метод рекомендаций (например, постановление Правительства Ленинградской области от 30.03.1998 № 11 «Об утверждении методики расчета срока окупаемости и периода фактической окупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения»).

Получение инвестиционного налогового кредита

Порядок и условия представления, а также основания и порядок прекращения действия ИНК регулируется статьями 66, 67, 68 НК РФ, а также иными нормативными документами. Основные «инвестиционные» моменты показаны в табл. 1.

Таблица 1. Порядок и условия предоставления ИНК

Критерий Условия Регулирующая норма
Цель кредита Стимулирование инновационной и исследовательской деятельности в РФ
Получатель Любое ЮЛ п. 1 ст. 66 НК РФ
По каким налогам выдается - по налогу на прибыль;
- по региональным и местным налогам
Срок кредита От1 до5 лет
Основания для выдачи кредита (достаточно хотя бы одного основания) 1) проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
3) содействие развитию региона или оказание населению особо важных услуг
Преимущества кредита Возможность уменьшать платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите п. 2 ст. 66 НК РФ
Порядок уменьшения платежей Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате уменьшений(накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита по договору. п. 2 ст. 66 НК РФ
Ограничения 1. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать50 процентов от размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.
2. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов от размеров суммы налога, который подлежит уплате фирмой за этот налоговый период
п. 3 ст. 66 НК РФ
Проценты Определяются соглашением сторон, но размер процентов не может быть ниже 1/2 и выше 3/4 ставки рефинансирования Банка России. п. 6 ст. 67 НК РФ
«Наказание» при нарушении условий договора Фирма обязана уплатить пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора (исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала за период от заключения до расторжения указанного договора). п. 8 ст. 68 НК РФ

Основания для получения кредита

Вопросам получения и использования ИНК посвящены статьи 66 и 67 НК РФ. Там указано, что получить ИНК может только организация на срок от 1 года до 5 лет. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организаций, а также по региональным и местным налогам. Основания для получения кредита могут быть следующие :

  • проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Расчет процентов.

Договор на предоставление ИНК должен предусматривать порядок возвращения кредита и процентов за пользование им, причем:

  • устанавливается срок, в течение которого будет возвращаться кредит и проценты по нему;
  • определяется, будут это ежемесячные или ежеквартальные платежи;
  • утверждается график возврата средств (до подписания договора на предоставление ИНК он согласовывается с Министерством финансов РФ, а в случае необходимости может быть уточнен после полного накопления суммы кредита).

Проценты по предоставленному ИНК начисляются до момента полного возврата суммы кредита и погашаются одновременно с возвратом кредита. В соответствии со ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ. На основании указания Банка России от 25.12.2009 № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» 8,75%-ов годовых.

При этом за основу расчета процентов за пользование средствами бюджета при предоставлении отсрочек, рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей можно взять Письмо МНС РФ «О порядке расчета процентов за пользование бюджетными средствами».

Процентная ставка за ИНК устанавливается в зависимости от многочисленных факторов, в основу которых берутся:

  • источники погашения данного кредита;
  • залог;
  • ликвидность имущества или иных средств налогоплательщика;
  • бизнес - план;
  • рентабельность;
  • необходимость производства данного вида продукции; учредители данной организации и их доля собственности.

Ставка процентов на сумму ИНК по краевым налогам устанавливается от одной десятитысячной до трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Основные отличия ИНКот других форм изменения срока уплаты налоговых платежей.

  1. ИНК в отличие от налогового кредита носит целевой характер и предоставляется для поощрения инвестиционной активности получателя кредита. Поэтому получение ИНК связывается с необходимостью осуществления определенных затрат (например, по НИОКР).
  2. В отличие от отсрочки, рассрочки уплаты налога размер процентов по кредиту не зависит от основания предоставления ИНК.
  3. ИНК предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации и по региональным и местным налогам. По другим формам изменения срока уплаты налоговых платежей конкретные виды налогов в НК РФ не определены.
  4. Существенным является отличие по субъекту кредита. ИНК предоставляется исключительно организациям.
  5. Наличие особых правил накопления и погашения задолженности по налогу и процентов.
  6. В отличие от договора о налоговом кредите, в договоре об ИНК указываются специальные условия, ограничивающие право заинтересованного лица распоряжаться оборудованием или иным имуществом, приобретение которого явилось условием предоставления ИНК.

Для первоначального понимания сути налогового кредитования необходимо определиться с терминологий. НК РФ выделяет две самостоятельные формы отсрочки или рассрочки налоговых платежей: налоговый кредит и ИНК. Налоговый кредит - это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности .

Итак, по НК РФ налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки или рассрочки (в зависимости от того, какой порядок исполнения налогового обязательства предусмотрен в договоре), несмотря на ряд отличий (срок, на который переносится уплата налога, порядок предоставления кредита - не только решение уполномоченного органа, но и договор о предоставлении кредита, основания его предоставления, размер процентной ставки), что позволяет нам говорить о несколько поспешном использовании понятия налогового кредита в данном случае. В пользу этого свидетельствуют, в частности, исследования категории налогового кредита правоведами и экономистами.

Для удобства восприятия данных проведем сравнение в форме табл. 2.

Таблица 2. Сравнение налогового кредита и ИНК

Критерий Налоговый кредит Инвестиционный кредит
Условия (случаи) предоставления 1) причинение заемщику ущерб в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки заемщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства заемщика в случае единовременной выплаты им налога.
1) проведение заемщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства;
2) осуществление заемщиком внедренческой или инновационной деятельности, в т. ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов;
3) выполнение заемщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление им особо важных услуг населению
Срок кредитования от 3 месяцев до 1 года от 1 года до 5 лет
Размер кредита не более суммы ущерба или задержки финансирования от 30% до 100% стоимости работ (имущества)
Процентная ставка по кредиту от 0% до 6,5% годовых от 6,5% до 13% годовых
Виды налогов, по которым производится кредитование федеральные, региональные, местные налоги налог на прибыль(в части, зачисляемой в региональный и местные бюджеты), а также по региональным и местным налогам
Возможность досрочного возврата кредита (зачет) да, без процентов возможен зачет в счет переплаты (например, по экспортному НДС) да, без процентов
Статус кредитора Федеральная, региональная и местная налоговые службы федеральная, региональная и местная налоговые службы, с участием профильных комитетов региональных органов исполнительной власти субъектов РФ и/или муниципальных образований
Статус заемщика налогоплательщик налогоплательщик
Поручительство преимущественно, да преимущественно, нет
Общие требования к заемщикам отсутствие:
- возбужденного уголовного дела по налогам и сборам;
- административного производства по налогам и сборам;
- оснований полагать, что кредит получается с целью уклонения от налогов;
- отсутствие задолженности по региональным и местным налогам;
- наличие оснований на право получения кредита

ИНК отличается от банковского кредита и тем более от отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей - у них разные основания для получения и цели, преследуемые кредитором.

Цель банковского кредита - извлечение прибыли банком. При этом основания для получения кредита могут быть любыми, банку достаточно быть уверенным, что заемщик способен предоставить соответствующее обеспечение и выплатить начисленные %-ты.

Цель предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов -недопущение банкротства налогоплательщика. При этом количество оснований для получения отсрочки (рассрочки) ограничено.

ИНК преследует цель поддержки инновационного развития экономики или выполнения организациями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности. При этом изменение срока уплаты налога дает организации при наличии соответствующих оснований уменьшать в течение определенного срока и в определенных пределах платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумм уменьшения и начисленных на них процентов.

Другие отличия: число оснований для предоставления ИНК ограничено по сравнению с банковским кредитом, и заемщик не является финансово несостоятельным, как это имеет место в случае с предоставлением отсрочки (рассрочки) (табл. 3). Прокопьева А.В. пишет, что кроме того, государственные органы при предоставлении ИНК не ставят своей целью получение финансовой выгоды, поскольку процентная ставка по данному виду кредита не может превышать ставки рефинансирования Банка России .

Таблица 3. Сравнительные характеристики разных способов кредитования

Характеристики ИНК Банковский кредит Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и сборов
Основания для предоставлений Устанавливаются государством Зависят только от экономической политики банка Устанавливаются государством
Обеспечение Залог, поручительство Залог, поручительство, гарантия В ряде случаев – не обязательно
Обязательность предоставления для кредитора Не обязателен Не обязателен В ряде случаев обязательна
Цель действий кредитора Инновационное развитие экономики Получение прибыли Недопущение банкротства налогоплательщика
Размер процентов Устанавливается государством Зависит от условий заключенного кредитного договора Устанавливается государством(в ряде случаев не начисляются)
Характер предоставляемых средств Средства налогоплательщика Собственные средства банка Средства не предоставляются
Органы, принимающие решение Государственные Руководство банка Государственные

Вопреки распространенному заблуждению, ИНК не является разновидностью бюджетного кредита.

Во-первых, нормы БК РФ не могут быть применены к налоговым правоотношениям в силу положений ст. 1 БК РФ и ст. 2 НК РФ. Бюджетное законодательство регулирует отношения по распределению и использованию денежных средств, в то время как налоговое законодательство - порядок их аккумулирования.

Во-вторых, ИНК не соответствует установленному в ст. 6 БК РФ определению понятия «бюджетный кредит» - формы финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ЮЛ-ам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. То есть без предоставления заемщику денежных средств непосредственно из бюджета кредит рассматриваемого вида не образуется.

Между тем денежные средства считаются бюджетными (зачисленными в доход соответствующего бюджета) только с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, что следует из ст. 40 БК РФ.

Библиографический список

1. Антипина О. В. Инновационно-инвестиционное развитие территорий в системе муниципального управления. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011.

2. Антипина О.В. Инновационно-инвестиционное развитие территорий в системе муниципального управления. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011.

3. Антипина О.В., Белякова Л.Г. Применение корреляционно-регрессионного анализа для исследования показателей инновационно-инвестиционного развития муниципальных образований. - Вестник ИрГТУ. - Иркутск, 2011.- № 12 (59). - С. 252-255.

4. Антипина О. В. Инновационно-инвестиционное развитие муниципальных образований Иркутской области: проблемы и пути решения. - Экономика и управление. - СПб, 2011. - № 12 (74) - С. 32-36.

5. Дубынин А.Р., Огнев Д.В., Нечаев А.С. Методические аспекты привлечения инвестиций в промышленность России. - Вестник Ангарской государственной технической академии. 2007. Т. 1. № 1. С. 70-74.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: с изм. и доп. на 1 января 2012 г. - М.: Эскимо, 2012. - 954 с.

7. Нечаев А.С. Управление инвестиционным проектом как основа обновления основных производственных фондов. - Путеводитель предпринимателя. 2009. № III. С. 219-230.

8. Нечаев А.С. Факторы роста производительности труда на предприятиях России. - Труд и социальные отношения. 2009. № 9. С. 52-58.

9. Нечаев А.С., Старков Р.Ф. Некоторые аспекты инвестирования в организацию производственных процессов в современных экономических условиях. - Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. - №11 (82). С. 365-371.

10. Нечаев А.С. Управление инвестиционным проектом как основа обновления основных производственных фондов. - Путеводитель предпринимателя. 2009. №3. С. 219-230.

11. Ованесян С. С., Будаева М. С Применении корректирующих коэффициентов для расчета условий кредита и лизинга. - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Т. 8. № 3. С. 61-67.

12. Огнев Д.В., Нечаев А.С., Дубынин А.Р. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России. - Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2006. № 5. С. 184-187.

13. Пархачева М.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами: учебное пособие / М.А. Пархачева, Е.Л. Шаронова - СПб.: итер, 2009. - 154 с. 4. Закон Тюменской области от 19.11.2002г. №93 (по состоянию на 25.02.2009 г.). Oфициальный сайт Федеральной налоговой службы России

14. Прокопьева А. В. Обоснование единой классификации инновационных рисков. - Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. Т. 64. № 5. С. 236-239.

15. Прокопьева А. В. Существование инновационного риска в деятельности хозяйствующего субъекта. - Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №3. С. 12.

16. Прокопьева А.В. Анализ эффективности инновационной деятельности. - Актуальные вопросы экономических наук. 2012. №25-1. С. 160-164.

Материалы семинара-практикума «Практика коммерческой оценки и экспертизы инвестиционных проектов». Раздел «Предоставление инвестиционного налогового кредита».

Данный материал является составляющей частью методических материалов в составе комплекта программного продукта «Альт-Инвест-Прим».

Понятие инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в Налоговом Кодексе, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Условия предоставления кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально — экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Величина предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставленпо налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам .

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  1. по основаниям, указанным в подпункте 1) — на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  2. по основаниям, указанным в подпунктах 2) и 3) — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Сроки и стоимость предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Базовые документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита:

  1. Заявление налогоплательщика;
  2. Бизнес — план инвестиционного проекта;
  3. Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;
  4. Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;
  5. Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;
  6. Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство;
  7. Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;
  8. Копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нотариально, либо органом, осуществившим регистрацию организации (Устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назначении директора);
  9. Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.
Правовое регулирование вопроса

Налоговый кодекс РФ, Глава 9, статьи 62, 64, 65, 66, 67

Расчет эффективности предоставления инвестиционного налогового кредита

Целесообразность предоставления инвестиционного налогового кредита логично оценивать, базируясь на рассмотрении прироста налоговых поступлений, связанных с реализацией проекта.

С точки зрения бюджета:

  • расходами являются величины недополученных бюджетом доходов (сумма предоставленных льгот);
  • доходами являются дополнительные поступления по всем налогам, возникшие в результате реализации проекта, а также величина уплачиваемых заемщиком процентов.

2001 год

Ростовский оператор сотовой связи «Донтелеком» сообщает о том, что губернатором Ростовской области подписано Постановление «О предоставлении инвестиционного налогового кредита АО «Донтелеком»» в размере 17,1 млн. руб.
Данное постановление действует в рамках реализации концепции развития связи Ростовской области, и имеет своей целью развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области.

Ккомпания «Ростовэлектросвязь» объявила о том, что Министерство финансов Ростовской области предоставило ей налоговый инвестиционный кредит.
По условиям подписанного компанией и министерством соглашения, для ростовского оператора на 9 месяцев уменьшен размер платежа по налогу на прибыль, который приходится на долю областного бюджета. Согласно расчетам, сумма кредита составит 17 млн. Руб (прибыль за 2001 г — 210 млн. руб.). Эти средства «Ростовэлектросвязь» должна использовать только для реализации проекта реконструкции и развития сельской телефонной связи в Ростовской области. А именно, сел и хуторов Донецкого региона.

Практический пример

Хлебозавод развивающегося региона предполагает осуществить проект по модернизации и расширению производства, что позволит оптимизировать структуру производства (продаж) в сторону увеличения высококачественных и булочных изделий, увеличить ассортимент предлагаемой продукции, обеспечить высокое качество продукции.

Настоящее техническое состояние предприятия не позволяет удовлетворять спрос населения региона в продукции широкого ассортимента и высокого качества.

По оценкам специалистов, спрос на хлебобулочные изделия превышает мощности и ассортиментные возможности существующей пекарни. Ожидается увеличение спроса со стороны школ на булочные изделия, в районе ведется большой объем строительных работ — много приезжих, есть потребность в разнообразии поставок ржано-пшеничного хлеба, в летний период булочные изделия продаются на открытых лотках. Существуют заявки на поставку хлебобулочных изделий от предприятий региона, близко расположенных поселков.

Проект предполагает:

  • частичное замещение существующего хлебопекарного оборудования современным, высокопроизводительным оборудованием;
  • организацию производства кондитерских изделий на базе нового цеха.

Финансирование инвестиционных затрат предполагается частично за счет собственных средств от текущей деятельности предприятия, частично — за счет привлекаемого кредита в размере 7 400 тыс. руб. стоимостью 24% годовых в рублях. Установленный банком срок действия кредитного договора составляет 2 года с начала реализации проекта. Требованием банка является погашение кредита равными частями в течение 6 месяцев при ежеквартальной уплате процентов.

Для обеспечения финансовой состоятельности проекта (погашения кредита в установленных объемах и сроках) предприятие обращается с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль сроком на 1,5 года.

Исходные данные:

Инвестиционные затраты(включает в себя разработку технического проекта строительства цеха, строительство объекта, приобретение и пуско-наладку оборудования, приобретение дополнительного парка автотранспорта для доставки готовой продукции потребителям, формирование оборотного капитала.

9 600 тыс. руб. (с учетом НДС),8 000 тыс. руб. без учета НДС

Продолжительность инвестиционной фазы

6 месяцев

Фактическая величина налогооблагаемой прибыли

2800 тыс. руб. в год

Инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль (не более 2800*14,5%*50% = 203 тыс. руб.)

168 тыс. руб.

Срок инвестиционного кредита

12 месяцев

Ставка процента по инвестиционному кредиту

0,5*Ставка рефинансирования РФ0,5*21%=10,5%

Подготовка информации для оценки бюджетной эффективности проекта: дополнительные поступления налогов в бюджет в связи с реализацией проекта

Дополнительные поступления налогов в бюджет

Изменение налогооблагаемой базы

Налог на пользователей автомобильных дорог

Изменение Выручки

1 634 тыс. руб./квартал

Налог на прибыль

Изменение Прибыли (учесть уменьшение налогооблагаемой прибыли при привлечении кредита)

361 тыс. руб./квартал

Начисления на заработную плату

Изменение Затрат на оплату труда

115 тыс. руб./квартал

Налог на имущество

Изменение Величины запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе

Остаточная стоимость приобретенных ОПФ

В среднем 288 тыс. руб.

Балансовая стоимость приобретаемых активов — 8 000 тыс. руб., норма амортизации — 7%

Налог на добавленную стоимость

Дополнительный НДС в бюджет по текущей деятельности = НДС к дополнительной выручке — НДС к дополнительным затратам (учесть возмещение НДС, уплаченного по постоянным активам)

82 тыс. руб./квартал

НДС, уплаченный по постоянным активам 1600 тыс. руб.

На данный момент почти не существует организаций, которые не использовали бы в своей деятельности для производственной модернизации, восполнения оборотных средств или сырья. Займы обычно оформляются в банковских учреждениях разного рода. Однако существует действительно уникальный вид предоставления займов, с помощью которого удается решить проблему недостатка средств. Здесь речь идет о таком явлении, как инвестиционные налоговые кредиты. Они находятся в ведении государства. Следует разобраться, что это такое.

Общая характеристика

В соответствии с Налоговым кодексом, принятым в РФ, инвестиционный налоговый кредит - это не заем, а своеобразный отложенный платеж. Им не предусмотрено реальное получение средств организацией, а только оформление возможности уплаты налогов государству в заметно более малом размере. в своем большинстве повторяют условия, по которым выдаются заемные средства различными кредитными учреждениями, а именно банками и фондовыми организациями. Соглашение при этом заключается с государственной структурой.

Как и обычные банковские займы, инвестиционные налоговые кредиты подразумевают, что имеется определенный период действия займа, при этом на него будут начислены проценты, часто они очень малы, а также указаны сроки его погашения. Кроме того, в договоре определяется имущественная ответственность за непогашение, а также предусмотрена гарантия того, что обеими сторонами будут исполнены их обязательства.

Особенности

Довольно часто долги по налогам отмечаются не только в компаниях крупных размеров, но и у индивидуальных предприятий, которым тоже необходима поддержка при разрешении проблем с бюджетными платежами. Однако инвестиционные - это то, что доступно только юридическим лицам. Эта особенность состоит в принципах имущественной ответственности кредитозаемщика перед кредитором. У организации могут изъять все заложенное имущество даже без соответствующего судебного решения. А лишить обычного гражданина его жилья практически невозможно в аналогичной ситуации. В Гражданском кодексе РФ четко прописаны пункты по защите частной собственности, особенно если она необходима для постоянного проживания.

Цели кредитования

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, к примеру, для погашения налога на прибыль. При нарушении сроков его уплаты государством часто налагаются разнообразные санкции, пени, а также штрафы. Именно поэтому для того чтобы избежать необходимости уплачивать в казну значительные суммы средств, требуется не нарушать сроки по выплате налогов. Инвестиционные налоговые кредиты можно использовать не на такой уж обширный перечень целей, о чем позаботилось государство. Совместно с налогом на прибыль производится кредитование региональных и местных бюджетных платежей.

Действие

Инвестиционные налоговые кредиты, как и прочие обладают своим определенным механизмом действия, с помощью которого организация, как выше упоминалось, может снизить платежи за прошедший период. А договорные взаимоотношения между сторонами будут закончены тогда, когда сумма недоплаченного налога выйдет на один уровень с суммой кредита. Такое соглашение со стороны выглядит как разрешение государства на наличие долгов. У организации нет права снижать платежи бесконечно. Государство установило предел, равный 50% от общей налоговой суммы, уплачиваемой в обычных условиях. Инвестиционные налоговые кредиты предусматривают временные рамки, традиционные для всех остальных займов. И тут речь идет о большинстве банковских продуктов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок 1-5 лет. Обычно этого времени вполне достаточно для решения финансовых проблем организации.

Особенности работы

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен любой организации, при этом бывают случаи, когда такая компания получает в определенный период убытки либо должна уплатить меньшую сумму налогов, чем ожидалось. В таком случае возникает так называемый излишек кредитных ресурсов. Из такого положения очень просто выйти - все сэкономленные средства требуется перенести на следующий период.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок 1-5 лет, все это время налоговые органы довольно скрупулезно контролируют организацию, которая его оформила. Она не только должна подготовить весьма солидное обоснование необходимости в таком снижении сумм выплат налогов, но и предоставлять в течение всего действия кредита подробные отчеты о проведенной финансовой деятельности. Помимо этого, организацию будут постоянно проверять налоговики, гораздо чаще обычного. Это вполне закономерно, так как государство нацелено на строжайший контроль расходования средств из бюджета.

Тонкости процесса

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой хорошую возможность для налогоплательщика в течение установленного срока уменьшить свои платежи по налогам в определенных пределах, чтобы в будущем поэтапно производить выплаты не только самого кредита, но и процентов, начисленных по нему. Этот тип займа предоставляется по налогу на прибыль, а также по некоторым местным и региональным.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации. При этом у организации, получившей его, есть право на уменьшение своих платежей по налогу во время действия договора. Уменьшение будет произведено для соответствующего налога по каждому платежу. Это делается до тех пор, пока средства, не уплаченные компанией благодаря таким уменьшениям, не сравняются с суммой кредита, который был предоставлен по соответствующему договору. В самом документе предусматриваются все моменты, касающиеся конкретного порядка уменьшения налоговых платежей.

Несколько договоров

В случае если у компании имеется несколько заключенных договоров о предоставлении соответствующего займа, срок действия которых на момент очередного платежа не истек, по каждому из них отдельно будет определяться накопленная сумма кредита. Ее увеличение при этом производится по порядку, начиная с договора, который был заключен первым, после достижения суммы по этому документу установленных пределов у организации будет возможность для увеличения накопленной суммы по следующему договору.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, его сумма не может превышать половины от общей суммы налога. Если сумма накоплений по кредиту превысила эти 50%, то разница между полученной суммой и предельно допустимой переносится на следующий период формирования отчетности. В случае когда за отдельный у организации были убытки по результатам деятельности, тогда излишки накопленной суммы переносятся на следующий период, но при этом признается накопленной кредитной суммой в первом отчетном периоде.

Кому предоставляется?

В соответствии со статьей 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, если компания соответствует определенным требованиям:

Организация занимается научно-исследовательской, опытно-конструкторской работой или техническим перевооружением своего производства, в том числе направленных на формирование рабочих мест для людей с инвалидностью, а также на защиту окружающей среды от загрязнений отходами промышленного производства. В подобной ситуации инвестиционные налоговые кредиты предоставляются на сумму, которая составляет 30% стоимости купленного оборудования, предназначенного для всех указанных целей.

Для организаций, которые ведут инновационную или внедренческую деятельность, в том числе занимаются созданием новых либо совершенствованием применяемых технологий, созданием новых видов материалов или сырья. В данном случае инвестиционные налоговые кредиты могут предоставляться на суммы, которые будут обговариваться организацией и уполномоченным органом.

Для организаций, которые занимаются выполнением заказов по социально-экономическому развитию особой важности, а также предоставляющих особо важные услуги гражданскому населению. В данном случае сумма кредита тоже будет определяться по результатам соглашения сторон.

Пункт договора

В договоре или соглашении о предоставлении кредита обязательно содержатся следующие пункты:

Порядок, соответственно которому будут уменьшаться налоговые платежи;

Сумма кредита;

Срок действия;

Указание налога, по которому будет предоставлен описываемый кредит;

Сумма процентов, которые будут начислены на сумму кредита;

Порядок погашения;

Ответственность сторон.

Сопутствующие документы

Инвестиционные налоговые кредиты не будут предоставлены, если не оформить залог на имущество либо договор поручительства. В связи с этим требуется приложить к договору документы об имуществе, которое будет служить предметом залога. Кроме того, в договоре требуется указать положения о недопущении во время его действия передачи во владение или реализации оборудования или остального имущества, если его приобретение стало одним из пунктов для предоставления организации описываемого кредита.

Выводы

По отношению к местным или региональным налоговым органам устанавливаются собственные условия по предоставлению инвестиционного налогового кредита. При этом законодательством разрешается устанавливать собственные условия предоставления займа и основания для этого, а также изменять допускаемые сроки для действия кредита.