Налоговый кодекс рф. Теория всего Налоговый кодекс статья 161 пункт 2

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ в статью 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

5. При реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 6 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

6. В случае, если в течение десяти лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов оно исключено из указанного реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лицо, в собственности которого находится судно по истечении 45 календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.

Статья 162 НК РФ - Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ в пункт 1 статьи 162 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

1. Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы:

2) полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

3) полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

4) полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса.

5) исключен.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 настоящего Кодекса не является территория Российской Федерации.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Информация об изменениях:

Статья 161 дополнена пунктом 5.1 с 1 октября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

5.1. При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.

6. В случае реализации судна (гражданского воздушного судна) на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи этого судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику) государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов (гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации) не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно (гражданское воздушное судно) было ему реализовано, либо как стоимость реализованных работ (услуг) по строительству этого судна (гражданского воздушного судна).

Налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно (гражданское воздушное судно) по истечении 90 календарных дней со дня передачи судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику).

пунктом 3 статьи 164

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и о причинах исключения этих данных. Состав и порядок направления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Статья 161 дополнена пунктом 6.1 с 1 января 2020 г. - Федеральный закон

6.1. В случае передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не осуществлена, налоговая база по услугам по передаче гражданских воздушных судов определяется налоговым агентом как стоимость этих услуг по договору аренды (лизинга).

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на правоотношения, предусмотренные подпунктом 20 статьи 150 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Статья 161 дополнена пунктом 6.2 с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 324-ФЗ

6.2. При исключении данных о гражданском воздушном судне, реализованном на территории Российской Федерации, из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость гражданского воздушного судна, по которой оно было реализовано, или как стоимость работ (услуг) по строительству этого гражданского воздушного судна.

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится гражданское воздушное судно на дату исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на следующие случаи исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства);

реализация гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранной организации при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)".

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком - продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)" обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика - продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной "подпунктом 15 пункта 2 статьи 146" настоящего Кодекса), "бесхозяйных ценностей", "кладов" и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву "наследования государству", налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений "статьи 105.3" настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу. - Федеральный "закон" от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

5.1. При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.

6. В случае реализации судна (гражданского воздушного судна) на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи этого судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику) государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов (гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации) не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно (гражданское воздушное судно) было ему реализовано, либо как стоимость реализованных работ (услуг) по строительству этого судна (гражданского воздушного судна).

Налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно (гражданское воздушное судно) по истечении 90 календарных дней со дня передачи судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику).

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и о причинах исключения этих данных. Состав и порядок направления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6.1. В случае передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не осуществлена, налоговая база по услугам по передаче гражданских воздушных судов определяется налоговым агентом как стоимость этих услуг по договору аренды (лизинга).

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на правоотношения, предусмотренные подпунктом 20 статьи 150 настоящего Кодекса.

6.2. При исключении данных о гражданском воздушном судне, реализованном на территории Российской Федерации, из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость гражданского воздушного судна, по которой оно было реализовано, или как стоимость работ (услуг) по строительству этого гражданского воздушного судна.

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится гражданское воздушное судно на дату исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на следующие случаи исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства);

реализация гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранной организации при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)".

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком - продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)" обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика - продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

5.1. При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.

6. В случае реализации судна (гражданского воздушного судна) на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи этого судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику) государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов (гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации) не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно (гражданское воздушное судно) было ему реализовано, либо как стоимость реализованных работ (услуг) по строительству этого судна (гражданского воздушного судна).

Налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно (гражданское воздушное судно) по истечении 90 календарных дней со дня передачи судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику).

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и о причинах исключения этих данных. Состав и порядок направления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6.1. В случае передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не осуществлена, налоговая база по услугам по передаче гражданских воздушных судов определяется налоговым агентом как стоимость этих услуг по договору аренды (лизинга).

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на правоотношения, предусмотренные подпунктом 20 статьи 150 настоящего Кодекса.

6.2. При исключении данных о гражданском воздушном судне, реализованном на территории Российской Федерации, из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость гражданского воздушного судна, по которой оно было реализовано, или как стоимость работ (услуг) по строительству этого гражданского воздушного судна.

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится гражданское воздушное судно на дату исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на следующие случаи исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства);

реализация гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранной организации при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)".

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком - продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)" обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика - продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Регламентированный учет в информационной системе - это учет, правила ведения которого определены законодательно и закреплены в учетной политике предприятия. Применительно к Российской Федерации регламентированный учет включает в себя бухгалтерский и налоговый учет организации. Основная цель ведения регламентированного учета на предприятии - формирование регламентированной отчетности.

Для целей регламентированного учета предприятие описывается как организационная структура, основными объектами которой выступают организации (юридические лица) и подразделения (службы, отделы, цеха и т. д.).

Список Организации предназначен для указания организаций, входящих в состав предприятия, и хранения постоянных сведений о них. Организация может быть юридическим лицом, обособленным подразделением или индивидуальным предпринимателем. Для каждой организации заполняется необходимая информация в соответствии с ее учредительными документами и регистрируется действующая учетная политика, определяющая параметры налогообложения и оценки стоимости. В списке Организации также присутствует предопределенная организация - Управленческая организация, которая используется для раздельного отражения операций по регламентированному и управленческому учету.

В программе поддерживаются следующие системы налогообложения:

  • общая система налогообложения - ОСНО (не поддерживается учет предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по индивидуальной схеме (ИП);
  • упрощенная система налогообложения - УСН.

В учетной политике организации определяется является ли она плательщиком единого налога на вмененный доход - ЕНВД.

Настройки учета и отражения документов

Рабочий план счетов является общим для всех организаций, учет по которым ведется в одной информационной базе. Для отражения хозяйственных операций используются следующие варианты настройки счетов учета в проводках:

  • настройка счетов для применения по умолчанию;
  • непосредственное указание счетов в документах, использующих адресацию на статьи активов/пассивов;
  • индивидуальное задание счета учета для отдельной хозяйственной операции.

Счета учета, применяемые по умолчанию, можно задать:

  • для групп финансового учета номенклатуры;
  • групп финансового учета расчетов;
  • групп финансового учета внеоборотных активов;
  • статей расходов;
  • статей доходов;
  • видов резервов предстоящих расходов;
  • видов подарочных сертификатов;
  • категорий эксплуатации;
  • касс и банковских счетов (пример показан на рисунке).

Указанные счета учета применяются по умолчанию при отражении документов в бухгалтерском учете в случае, если не определены индивидуальные значения в рамках конкретной организации в общих настройках отражения документов в регламентированном учете.

Настройка счетов для отражения документов в регламентированным учете в общем случае производится для групп однотипных операций с учетом аналитик и мест учета без привязки к конкретным документам.

Информация о настройках счетов для отражения хозяйственных операций в регламентированном учете отображается в рабочем месте Настройка отражения документов в регламентированном учете. Счета учета производственных затрат настраиваются непосредственно в указанном рабочем месте в разрезе подразделений.

Данные, требующие отражения в регламентированном учете, формируются в информационной базе:

  • документами оперативного учета;
  • бухгалтерскими (неоперативными) операциями;
  • регламентными документами закрытия отчетного периода.

Формирование и контроль проводок по документам

Документы оперативного учета, использующиеся для отражения в информационной базе хозяйственных операций, разработаны в соответствии с требованиями регламентированного учета по формированию необходимых аналитических разрезов. Настройка счетов учета может быть выполнена как до, так и после возникновения в информационной базе каждого вида хозяйственных операций, требующих отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

В рабочем месте Отражение документов в регламентированном учете выполняется мониторинг состояния отражения документов в бухгалтерском учете.

Для контроля состава проводок и их содержания (без стоимостной оценки) в контексте документов оперативного учета предусмотрена возможность сформировать проводки вручную непосредственно в момент создания документа в информационной базе. Проводки формируются в привязке к первичным документам, что обеспечивает возможность детальной сверки данных бухгалтерских проводок и первичных документов.

Корректировка сформированных по документам проводок может быть выполнена двумя способами:

  • изменения отражаются непосредственно в проводках документа, при этом обоснование выполненной корректировки указывается в комментарии;
  • созданием корректирующего документа - на основании исходного документа создается документ Операция (регл. учет), и корректировка отражается в виде сторнирующих и устанавливающих записей по регистрам бухгалтерского учета.

При повторном проведении документа проводки, введенные вручную, теряют свою актуальность. Для контроля актуальности отражения документов с ручной корректировкой проводок в рамках рабочего места Отражение документов в регламентированном учете сформирована группа гиперссылок Ручное изменение проводок документов, позволяющая работать со списками документов, имеющих разный статус отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

Поддержан сценарий ведения регламентированного учета, при котором документы оперативного учета отражаются в бухгалтерском и налоговом учете с обязательной их проверкой сотрудниками бухгалтерской службы. Предусмотрено два варианта доступности изменений проверенных документов (определяются настройками системы):

  • с запретом редактирования - проверенные документы недоступны для изменений основному составу пользователей. Проверенный документ открывается для них только в режиме просмотра;
  • только уведомительная, без запрета редактирования - проверенные документы доступны для изменения обычным пользователям, после корректировки ранее проверенный документ будет требовать повторной проверки.

Отметку о проверке документов можно установить двумя способами:

  • непосредственно в форме документа;
  • в рамках рабочего места Отражение документов в регламентированном учете.

Отражение документов в регламентированном учете происходит в два шага:

  • указание аналитики отражения при формировании проводки - определяется правилами отражения документов в регламентированном учете;
  • расчет стоимостной оценки хозяйственной операции - как результат расчета себестоимости в параметрах выбранной для организации учетной политики.

Получение корректных проводок по всем операциям оперативного учета возможно только в случае формирования проводок в рамках процедуры Закрытия месяца.

Для выявления и анализа расхождений между оперативным и бухгалтерским учетом предназначен отчет Сверка данных оперативного и регламентированного учета:

Отчет позволяет контролировать следующие разделы учета:

  • денежные средства;
  • себестоимость товаров;
  • расчеты с поставщиками;
  • расчеты с клиентами;
  • расчеты по кредитам и займам;
  • расчеты по лизингу;
  • прочие расчеты с контрагентами;
  • расходы.

Контролируемые сделки

С 2012 года действует глава V.1 НК РФ, которая посвящена налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами (и лицами, приравненными к взаимозависимым) на предмет соответствия цен по ним рыночным. Регламент подготовки уведомления предполагает исполнение четырех этапов, представленных на схеме.

Подготовка уведомления о контролируемых сделках выполняется в специальном рабочем месте Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках за выбранный отчетный год в рамках конкретной организации.

На этапе подготовки данных работа строится путем постепенного указания необходимой информации. Подготовленное уведомление о контролируемых сделках выгружается файл (ы) в формате XML, который соответствует утвержденному ФНС формату.

При выгрузке нужно указать каталог размещения сформированного файла (ов). После передачи уведомления в ФНС внести изменения в предоставленные материалы можно путем создания корректировки уведомления.

Учет основных средств и объектов строительства

Контроль состояния и использования внеоборотных активов является важной задачей аналитической работы. Внеоборотные активы - это материальное воплощение применения на предприятии достижений научно-технического прогресса, резерв повышения эффективности производства.

Учет основных средств является исключительной задачей бухгалтерского и налогового учета, поскольку его правила целиком определяются законодательными нормами.

Все инвентарные единицы, по которым целесообразно вести контроль в ходе их эксплуатации, могут быть указаны в списке Основные средства.

В параметрах элементов списка Основные средства указываются общие данные, характеризующие сам объект учета. Все свойства объекта как основного средства, а также учетные параметры указываются непосредственно в документе Принятие к учету ОС.

Поддерживается полный жизненный цикл оборудования:

  • приобретение оборудования;
  • монтаж и ввод в эксплуатацию;
  • эксплуатация (включая ремонт);
  • модернизация;
  • разукомплектация;
  • частичная и полная ликвидация (продажа).

Общая схема документооборота, отражающая движение основных средств с момента ввода в эксплуатацию до выбытия, представлена на следующей схеме:

Все печатные формы первичных документов и инвентаризационных актов соответствуют образцам, установленным законодательством. Для контроля наличия объектов основных средств, а также их движения внутри организации предназначен отчет по форме ОС-6.

Обеспечивается учет основных средств, арендованных и полученных в лизинг, в том числе учитываемых на балансе лизингополучателя или на забалансовых счетах. Поддерживается ведение договоров лизинга и возможность настроек счетов учета для обязательств, обеспечительного платежа, выкупа и лизинговых платежей.

Контроль арендных обязательств по исполнению лизинговых договоров и состояния взаиморасчетов с лизингодателем выполняется в рамках отчета Реестр договоров лизинга.

Учет нематериальных активов и расходов на НИОКР

Список нематериальных активов представлен элементами списка Нематериальные активы и расходы на НИОКР с видом объекта учета Нематериальный актив. В карточке элементов списка для объектов учета задаются основные характеристики НМА:

Поддерживается полный жизненный цикл объектов НМА:

  • приобретение / создание;
  • эксплуатация;
  • полное и частичное списание;
  • выбытие (продажа).

При создании объектов НМА могут быть признаны результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) как объектов НМА.

Для целей налогового учета расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) признаются расходы, относящиеся:

  • к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг);
  • к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Проекты НИОКР создаются в списке НМА и расходы на НИОКР отдельными позициями, для которых в реквизите Вид объекта выбирается значение Расходы на НИОКР. В оперативном учете все расходы на НИОКР не признаются затратами и учитываются на регистрах регламентированного учета с признанием стоимостной оценки на конец отчетного (месячного) периода. Состав расходов может быть проанализирован на счете 08.08 «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».

По результатам НИОКР может быть оформлено возникновение новых нематериальных активов.

Налог на добавленную стоимость

Прикладное решение предназначено для компаний, осуществляющих облагаемую (по ставкам 20%, 10%, 0%) и не облагаемую НДС деятельность, что обеспечивается ведением раздельного учета по видам налогообложения НДС.

Раздельный учет НДС применяется:

  • для компаний, одновременно осуществляющих операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, суммы «входящего» НДС учитываются в зависимости от назначения использования материальных ценностей для целей налогообложения. С этой целью пользователь может вручную указать вид налогообложения НДС в течение всего срока нахождения актива на предприятии. Проводки для документов, изменяющих назначение использования номенклатурных затрат для целей налогообложения, формируются автоматически в налоговом периоде, в котором такое изменение было зафиксировано;
  • при определении периода принятия к вычету НДС по операциям, для которых необходимо выполнение дополнительных условий для принятия входящего НДС к вычету, в т. ч. по основным средствам, нематериальным активам, товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации на экспорт сырьевых товаров;
  • для раздельного учета НДС по прямым (номенклатурным) и постатейным расходам;
  • при использовании налогоплательщиком права не выполнять распределение НДС, если расходы по реализации, не облагаемой НДС, не превышают 5% общей величины расходов, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ.

Поддерживается возможность ведения учета НДС:

  • при исполнении организацией роли налогового агента по НДС в следующих случаях:
    • аренда федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (абзац 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
    • реализация государственного имущества (абзац 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
    • приобретение товаров (работ, услуг) у нерезидентов (п. 2 ст. 161 НК РФ);
    • приобретение сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов и макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ). Учет на стороне продавца указанных товаров также поддерживается в прикладном решении.
  • при импорте товаров из стран Евразийского экономического союза;
  • по операциям комиссионной торговли с составлением сводных счетов-фактур.

В учете НДС отражаются факты хозяйственной деятельности, зафиксированные на основании документов, предоставленных контрагентами и сформированных организацией.

В «1С:Комплексной автоматизации» порядок и правила заполнения и выставления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, формирования декларации по НДС.

Для сверки данных учета НДС с контрагентами предназначен отчет Реестр счетов-фактур выданных, который может быть отправлен покупателю по электронной почте или получен от поставщика. Все операции по сверке данных учета НДС с контрагентами выполняются в рабочем месте Сверка данных учета НДС:

Прочие налоги и сборы

Решение поддерживает ведение учета в соответствии с положениями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Программа обеспечивает параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета с соблюдением следующих принципов:

  • бухгалтерский и налоговый учет ведутся независимо;
  • обеспечивается сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета (на основании рабочего плана счетов регламентированного учета);
  • суммовые и количественные показатели равны при отсутствии объективных причин расхождения.

При регистрации суммовых показателей бухгалтерского и налогового учета, постоянных и временных разниц соблюдается равенство: БУ = НУ + ПР + ВР.

Учетные данные отражаются в регистрах налогового учета. По ним проверяется полнота и достоверность отражения всех хозяйственных операций в системе налогового учета. Результат расчета налога на прибыль подтверждается справками-расчетами и используется при заполнении декларации по налогу на прибыль.

Отложенный налог на прибыль можно выделить в бухгалтерском учете и отразить на соответствующих счетах (09 и 77).

Оперативное выявление ошибок данных налогового учета и учета разниц в оценке активов и обязательств осуществляется при помощи отчета Анализ учета по налогу на прибыль.

Реализован расчет имущественных налогов:

  • налог на имущество - объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество российских организаций, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (с 2019 года для движимого имущества в программе недоступно указание ставки и льготы);
  • транспортный налог - налогообложение транспортных средств. Налог установлен Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Федерации;
  • земельный налог - налог на владельцев земельных участков, зачисляемый в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Для всех указанных налогов доступен выбор порядка уплаты авансовых платежей. Расчет имущественных налогов выполняется отдельными одноименными процедурами в рамках закрытия месяца. Результат расчета имущественных налогов подтверждается справками-расчетами и используется при заполнении деклараций по налогам и авансам по налогам.

В соответствии с законодательством система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) применяется наряду с общим режимом налогообложения и упрощенной системой налогообложения. Для исчисления ЕНВД в рамках информационной системы организация должна установить для себя такую возможность в учетной политике.

Для ведения учета торгового сбора в плане счетов предназначен предопределенный счет 68.13 «Торговый сбор», субконто «Виды платежей в бюджет (фонды)». Поддерживается начисление и оплата торгового сбора.

Для самостоятельной проверки данных учета на соответствие 12 критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», предназначен отчет Оценка риска налоговой проверки:

Отчет можно сформировать на конец любого квартала с начала года. Проверка проводится по данным учета и регламентированной отчетности в информационной базе.

Стандартные отчеты и регламентированная отчетность

Корректность отражения хозяйственных операций можно проверить стандартными отчетами регламентированного учета:

  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • оборотно-сальдовая ведомость по счету;
  • обороты счета;
  • обороты между субконто;
  • анализ счета;
  • анализ субконто;
  • карточка счета;
  • карточка субконто;
  • отчет по проводкам;
  • сводные проводки;
  • главная книга.

Бухгалтерская отчетность включает в себя:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о финансовых результатах (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (форма № 5);
  • отчет о целевом использовании средств (форма № 6).

Для анализа информации, отраженной в регламентированных отчетах, предусмотрены механизмы расшифровки показателей до первичных документов.

Для подразделений организации, выделенных на самостоятельный баланс (указываются в списке Организации с настройкой Обособленное подразделение), доступно формирование отдельной бухгалтерской отчетности. Отчетность организации, имеющей филиалы, включает показатели деятельности всех подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Поддерживается инструментарий заполнения и отправки в Сбербанк России финансовой отчетности организаций. В состав дополнительной информации, которая вместе с комплектом бухгалтерской отчетности предоставляется организациями Сбербанку России, входит:

  • сведения о полученных и выданных обеспечениях;
  • задолженность по кредитам и займам;
  • расходы по лизингу;
  • анализ оборота денежных средств;
  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • дополнительные показатели (амортизация, просроченная задолженность и т. п.).

Формирование отчетов для отправки в банк строится на алгоритмах заполнения бухгалтерской отчетности. Поддерживается расшифровка показателей сформированных отчетов. Сформированный комплект отчетности подлежит визированию электронной подписью.

Сервис 1С-Отчетность обеспечивает отправку электронной отчетности в контролирующие органы (ФНС, ПФР, ФСС и Росстат) по каналам связи, а также поддерживает:

  • неформализованную переписку с ФНС, ПФР и Росстатом;
  • сверки с налоговой (запросы ИОН);
  • сверки с ПФР (запросы ИОС);
  • отправку реестров больничных листов в ФСС;
  • получение требований и уведомлений;
  • отправку электронных документов в ответ на требования ФНС;
  • возможность формирования пакетов с отчетностью в формате для банков и прочих получателей;
  • ретроконверсию (процесс перевода ПФР бумажного архива в электронный вид).

При отправке отчетности можно проверить результаты выгрузки на наличие ошибок.

В ответ на требования контролирующих органов пользователь может представлять сканированные документы. Каждый сканированный документ должен содержать реквизиты (дату, номер, сумму, участников сделки) и один или несколько графических файлов отсканированных изображений.