Единый сельскохозяйственный налог (есхн). Как перейти на единый сельскохозяйственный налог Упрощенная система налогообложения единый сельскохозяйственный налог

Фирмы и компании, являющиеся производителями продукции сельскохозяйственного спектра, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога . В этом случае они теряют обязанность уплачивать обычные налоги - налог на прибыль (для ИП – НДФЛ), НДС и налог на имущество , которые заменяет у них один общий бюджетный платеж. Соответственно для таких налогоплательщиков и налоговый, и отчетный период по ЕСХН законодательством предусмотрен отдельно.

Отчетный период по единому сельхозналогу

Согласно статье 346.7 Налогового кодекса отчетным периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается полугодие. Налоговым периодом на основании той же статьи является год.

Уплата сельскохозяйственного налога происходит авансовым методом. Это означает, что по итогам отчетного периода, то есть полугодия, плательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговый платеж и перечислить его в ИФНС. Фирмы рассчитываются с налоговой инспекцией по своему юридическому адресу, ИП – по адресу своей прописки. Срок, в течение которого необходимо перечислить сумму, – 25 календарных дней со дня окончания полугодия. Таким образом перечислить аванс по ЕСХН необходимо до 25 июля. Декларация в этот период не подается. Так что отчетный период по сельскохозяйственному налогу является актуальным только в контексте расчетов с бюджетом.

По итогам года как фирмы, так и ИП рассчитывают окончательный платеж в рамках применения сельскохозяйственного спецрежима. Он определяется исходя из годовой налоговой базы , то есть доходов за минусом расходов и ставки налога – 6%. Итоговая сумма единого сельскохозяйственного налога перечисляется в ИФНС за минусом ранее перечисленного авансового платежа. Срок перечисления годового платежа по ЕХСН – 31 марта. Он един для организаций и индивидуальных предпринимателей. До той же даты необходимо подать и налоговую декларацию по сельхозналогу.

Пример

ООО «Ромашка» является плательщиком ЕСХН. По итогам первого полугодия налоговая база в рамках применения спецрежима составила 450 000 рублей. Сумма годового дохода за минусом расходов составила 670 000 рублей.

Отчетным периодом по ЕСХН признается полугодие. По его итогам в срок до 25 июля в ИФНС ООО «Ромашка» перечислит:

450 000 х 6% = 27 000 рублей.

Сумма годового налога составит:

670 000 х 6% = 40 200 рублей.

Таким образом в срок до 31 марта следующего за налоговым периодом года компании обязана доплатить в ИФНС:

40 200 – 27 000 = 13 200 рублей.

Стоит особо отметить, что, несмотря на отсутствие обязанности подавать полугодовую декларацию, и само название полугодового платежа – «авансовый», не перечислять его у плательщиков ЕСХН права нет. Хотя штрафов за просрочку аванса законодательством не предусмотрено, пени за несвоевременное перечисление такой суммы будут со стопроцентной вероятностью. Рассчитываются они традиционно, по формуле 1/300 от ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа. Начисление пеней в подобных ситуациях происходит по окончании налогового года после подачи декларации. Именно из нее контролеры узнают о тех суммах, которые налогоплательщики обязаны были перечислить по итогам полугодия и года в целом.

Для ведения предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве по мимо общих форм ведения бизнеса как ИП или ООО, используют специфические формы организации как: ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство). В данной статье мы рассмотрим как осуществляется налогообложение КФХ с различными режимами: ОСНО, УСН, ЕСХН и проведем их сравнение.

Специфика применяемых систем налогообложения и отчетности КФХ

Деятельность фермерского хозяйства, его налогообложение регулируется в России Налоговым кодексом, а также ФЗ N 74 «О крестьянском хозяйстве» от 11.06.2003 в редакциях 2016г. При подаче документов на регистрацию хозяйства глава КФХ может сразу заявить о режиме налогообложения (см. → ). КФХ (как предприниматель) имеет право работать по одной из систем на выбор:

  • ОСНО;
  • ЕСХН.

В таком случае с момента регистрации вступит в силу избранный режим налогообложения. По умолчанию КФХ переходит на ОСНО. При прошествии месячного срока после регистрации, если КФХ не заявит о переходе на ЕСХН либо УСН, перейти на один из этих режимов хозяйство сможет лишь со следующего года. Заявление ему нужно будет подать налоговикам до 31 декабря.

Следует принять во внимание, что КФХ исчисляет по закону, помимо налогов, страховые взносы (в ПФР, ФСС, ФФОМС) независимо от применяемого спецрежима. Поскольку участниками КФХ являются не только члены хозяйства, но и нанятые работники, то фиксированные страховые платежи глава хозяйства (ИП) перечисляет за себя, членов хозяйства и в то же время оплачивает обязательное страхование за всех работающих по найму. Порядок платежей по взносам для глав фермерских хозяйств определяет ФЗ 212 от 24.07.2009, ст.14.

Если в КФХ трудятся наемные работники, при любом спецрежиме необходимо сдавать следующую отчетность.

Отчетные формы Сроки сдачи Кому сдавать отчетность
2-НДФЛ (о доходах работника);

6-НДФЛ (сведения о произведенных налоговым агентом удержаниях по всем работникам);

КНД 1110018 (информация о среднесписочной численности наемных работников)

Ежегодно до 01.04;

ежеквартально (в текущем году: до 4 мая, 1 августа, 31 октября, годовая - вместе с формой 2-НДФЛ до 01.04.2017);

ежегодно:

для созданных на протяжении года хозяйств - до 20 числа месяца, идущего после того, в котором создавались,

вновь зарегистрированные плательщики эти сведения в год открытия не подают

Налоговой службе

Персонифицированный учет и форма РСВ-1;

СЭВ-М (данные о застрахованных работниках)

Ежеквартально (на бумажном носителе сдается, если работников до 25 человек, в 2016 году: до 16 мая, 15 августа, 15 ноября, за год - до 15.02.2017);

ежемесячно (до 10 числа)

ПФР
Сведения, подтверждающие основную деятельность; Ежегодно (до 15.04);

ежеквартально:

на бумажном носителе при числе работников до 25 подается до 20 числа месяца, идущего за отчетным периодом,

в остальных случаях сдается электронный вариант до 25-го после отчетного периода

ФСС

Применения КФХ общего режима налогообложения (ОСНО)

Переход на общий порядок налогообложения происходит автоматически в случае, если при открытии фермерского хозяйства вовремя не подано заявление о применении избранного спецрежима либо когда право применять остальные системы налогообложения утеряно.

Общая система налогообложения предполагает уплату одинаковых налогов для КФХ и ИП: имущественный, земельный, транспортный, НДФЛ (13% - для резидентов, 30% - для нерезидентов РФ), НДС (10 либо 18%) и, соответственно, обязательных страховых взносов. Причем НДФЛ высчитывается со всех доходов наемных работников. Форма отчетности в бухгалтерии - баланс и итоговый отчет о финансовых результатах. Глава фермерского хозяйства, как и ИП, обязан сдавать:

  • формы 3-НДФЛ (даже если нет прибыли) и 4-НДФЛ ежегодно до 30.04;
  • декларацию по части НДС ежеквартально (в 2016 году: до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января).

Примечательно, для вновь зарегистрировавшихся в качестве КФХ первые 5 лет законом предусмотрено льготирование в виде освобождения от уплаты НДФЛ по части доходов от производства, переработки, продажи продукции сельского хозяйства. С остальных видов доходов НДФЛ высчитывается к уплате по общим основаниям. Не подлежат налогообложению также гранты и субсидии из бюджета.

Несмотря на большое количество налогов и отчетности, которые свойственны только ОСНО, этот спецрежим в определенных ситуациях выгоден. Общая система налогообложения существенно повышает заработок на товаре. Оптовики, иные крупные организации, хозяйства, заинтересованные в снижении нагрузки по НДС, отдают предпочтение именно ОСНО, так как именно этот спецрежим предоставляет им такую возможность.

Использование КФХ специального режима налогообложения УСН

Упрощенная система налогообложения признается наиболее выгодной для малого предпринимательства в сравнении с общим порядком налогообложения. Фермеры, применяя упрощенный режим, вправе выбрать одну из систем подсчета налога:

  • по доходу с максимальной ставкой 6%: сумма прибыли * действующая ставка;
  • по расходу с максимальной ставкой 15%: установленная ставка * (величина прибыли - понесенные расходы).

Очевидно, если расходы минимальны или отсутствуют, то второй вариант расчета под ставку 15% выбирать не целесообразно. Максимальные ставки могут понижаться субъектами РФ до 1% по доходу и 5% по расходу соответственно. Налоговые платежи производятся ежеквартально до 25 числа следующего за кварталом месяца, а за год - до 30 апреля.

При УСН ведется упрощенный бухучет по «кассовому» методу. Основную отчетность фермерского хозяйства составляет декларация по УСН (подается ежегодно до 30 апреля) и учетная книга по прибыли и расходам (представляется налоговикам по требованию).

Законодательную основу для КФХ на УСН определяет Налоговый кодекс РФ (гл. 26.2) и ФЗ № 402 «О бухучете» от 6.12.2011 в редакции от 23.05.2016. Если за отчетный период прибыль хозяйства превысит предельную установленную законом величину, то право применять УСН утрачивается.

Пример #1. Применение УСН в фермерском хозяйстве

Вновь созданное крестьянское фермерское хозяйство (как ИП) с момента регистрации уже полгода использует УСН (при регистрации с пакетом документов одновременно подавалось заявление о применении УСН). Количество работающих по найму - 10 человек, прибыль значительно преобладает над расходами. Ограничения по применению либо виду деятельности отсутствуют.

Для подсчета налога была избрана УСН (Прибыль). Соответственно, калькуляция налога производится по максимальной ставке 6%. Расчетная формула налога: величина прибыли * 6%. Налоги платятся по окончании каждого квартала не позднее следующего за ним 25 числа.

Учет ведется «кассовым» методом. Главой хозяйства заполняется учетная книга по расходам и прибыли. По окончании года будет сдаваться декларация по УСН и оплачиваться годовой налог до 30 апреля. Если годовой доход не превысит установленный законом предел, КФХ останется на УСН. При нарушении условий по итогам года хозяйство автоматически перейдет на ОСНО. На рисунке ниже рассмотрены в инфографике требования к переходу на УСН, процентные ставки, преимущества и недостатки для КФХ ⇓

Применение КФХ льготного налогообложения на ЕСХН

Единый налог для производителей сельхозпродукции представляется самым оптимальным. Количество налоговых платежей при ЕСХН существенно сокращается. Аграрии оплачивают лишь один объединенный сбор по установленной ставке 6%, который заменяет остальные налоги. Калькуляция сбора производится по формуле:

ЕСХН = фиксированная процентная ставка * (сумма прибыли - величина расходов).

Налоговые платежи оплачиваются по итогам полугодия и за год. Кроме этого, применяется упрощенный учет в бухгалтерии по «кассовому» методу. Главой КФХ ведется учетная книга по расходам и прибыли, которая у налоговиков не заверяется. Ежегодно сдается:

  • декларация на ЕСХН по месту регистрации до 31.03 следующего за отчетным года;
  • до 1 марта представляется форма РСВ-2 (для ПФР).

Для перехода на единый спецрежим следует подать в установленные сроки соответствующее заявление. Заявителем могут выступить только те из хозяйств, кто занимается производством, реализацией, переработкой исключительно сельхозпродукции с долей этого вида дохода не менее 70% от общей прибыли. Причем производство и продажа продукции сельского хозяйства в этом случае выступают как обязательное требование. К примеру, если хозяйство занимается только переработкой продукции без производства, то в переходе на ЕСХН ему могут отказать.

Пример #2. Калькуляция ЕСХН для крестьянского фермерского хозяйства

Крестьянское хозяйство, состоящее из 3 человек, занимается выращиванием, переработкой и реализацией овощей и фруктов. Прибыль хозяйства составляет 800 тыс. руб., затраты – 600 тыс. руб. Исходя из этих данных, сначала высчитывается база налога (основывается на разнице прибыли и расходов): 800000-600000=200000 руб.

После этого исчисляется ЕСХН к уплате в бюджет. Для расчетов используется действующая ставка 6%. В итоге получается следующее: 200000 * 6%=12 тыс. руб. Это и есть сумма единого налога, которую нужно будет заплатить.

Специфика и преимущества возможных режимов налогообложения для КФХ в сравнении

Выбор спецрежима зависит во многом от основных показателей сельскохозяйственной деятельности хозяйства, в первую очередь, от величины прибыли, размеров и объемов производимой продукции. Исходить следует из специфики работы самого хозяйства и того налогообложения, которое ему больше подходит.

Существенная разница между тремя системами видна прежде всего в налоговой нагрузке, сопутствующих ограничениях, что и следует взять на вооружение при принятии решения о применении спецрежимов. Следует заметить при сравнении также тот факт, что состав исчисляемых налогов КФХ и ИП в большинстве своем идентичен.

Спецрежимы ОСНО УСН (Прибыль): УСН (Прибыль-Расход) ЕСХН
Основные налоговые платежи и ставки НДФЛ (13% - для резидентов, 30% - для нерезидентов РФ),

НДС (10 либо 18%),

имущественный, транспортный и земельный налоги

Единый налог с прибыли по ставке 6% Единый налог по ставке 5-15% с разницы прибыль - расход (если затраты превысили прибыль, то 1% от годовой прибыли) Единый сельскохозяйственный налог по ставке 6%;

0% для Крыма и Севастополя в 2016 году и 4% в последующих годах вплоть до 2021 г.;

транспортный и земельный налоги

Ограничения по применению - есть

(НК РФ, ст.346.12 и 346.13)

есть

(НК РФ, ст.346.12 и 346.13)

есть

(НК РФ, ст.346.2, п.2 и п.5)

Ограничения по виду деятельности - - - есть

(НК РФ, ст.346.2, п.2)

Общий порядок налогообложения предоставляет большой спектр возможностей для развития серьезного бизнеса. Среди очевидных преимуществ выделяется возможность возмещения НДС, учет затрат и ущерба при налоговых расчетах, отсутствие каких-либо ограничений. УСН значительно снижает налоговую нагрузку, что привлечет, скорее всего, новичков в предпринимательстве. Ну а ЕСХН рассчитана специально на работников агропромышленного комплекса с учетом особенностей их работы.

Подводим итоги

Аграрии вправе выбрать один из трех возможных спецрежимов. Совмещать их нельзя.

ЕСХН предназначен для узкого круга производителей сельскохозяйственной продукции с прибылью не менее 70% от общей суммы дохода. Именно для них предусмотрены малая ставка, упрощенный бухучет, выгодные сроки по платежам.

УСН чаще используют при числе работников до 100 человек и годовой прибыли сверх 45 млн руб. УСН (Прибыль) подойдет для хозяйства, у которого прибыль превышает расход, а УСН (Прибыль-Расход) - для деятельности с большими производственными затратами.

Усложненную ОСН уместнее применять крупным участникам в коммерческой деятельности с большими оборотами и тем, у кого партнеры тоже используют ОСН.

Какую отчётность должен сдавать начинающий фермер? Зарегистрировался только в этом году, свою деятельность только начал, какие налоги должен платить, если прибыли никакой(сами понимаете только начало)?

Перечень налогов при УСН и ЕСХН одинаков:

Единый налог при УСН (или ЕСХН),

Транспортный налог (при ЕСХН предусмотрены льготы для сельхозтехники),

Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование,

НДФЛ (в качестве налогового агента),

Земельный налог,

Негативное воздействие на окружающую среду.

Данные налоги предприниматель должен оплачивать при наличии налогооблагаемой базы (например, ЕСХН /УСН – при наличии дохода, транспортный налог – при наличии транспорта, НДФЛ и страховые взносы – при выплате дохода наёмным работникам и т.д.)

При выборе системы налогообложения обратите внимание на список расходов, которые можно признавать в налоговом учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочник: ЕСХН. ПЕРЕХОД, ИСЧИСЛЕНИЕ, УПЛАТА. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН

2. Какие налоги заменяет ЕСХН у индивидуальных предпринимателей

Рассмотрим, от каких налогов освобождаются индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН.

Однако для начала отметим, что право на уплату единого сельскохозяйственного налога распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Напомню, что в настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В случае если он перейдет на уплату единого сельхозналога, он будет освобожден от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц по имуществу, используемому для предпринимательства.

Он также не признается плательщиком налога на добавленную стоимость за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и если уплачивает его как участник договора простого товарищества.*

5.2. Подача уведомления

Переход на уплату ЕСХН носит уведомительный порядок. Поэтому в инспекцию необходимо подать уведомление. Сделать это надо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого сельхозпроизводитель переходит на этот спецрежим. Ждать разрешения или запрета на применение спецрежима от налоговиков не нужно. Ведь, как уже говорилось, порядок перехода уведомительный. Форма (форма № 26.11) уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@ .

  • ПФР – 2013–2014 годы – 21 процент;
  • ФСС РФ – 2013–2014 годы – 2,4 процента;
  • ФФОМС России – 2013–2014 годы – 3,7 процента;

Итого общий тариф:

в 2013 и 2014 году – 27,1 процента.

Тарифы в ПФР распределяются в порядке, установленном в пункте 5 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Для лиц 1966 года рождения и старше на 2013–2014 годы страховая часть равна 21 проценту (из них солидарная часть тарифа – 5%, индивидуальная часть тарифа – 16%).

Для лиц 1967 года рождения и моложе на 2013–2014 годы страховая часть равна 15 процентам (из них солидарная часть тарифа – 5%, а индивидуальная часть тарифа – 10%). При этом накопительная часть составляет 6 процентов. С 1 января 2014 года накопительная часть будет составлять 2 процента, а индивидуальная часть соответственно увеличится до 14 процентов ().

Индивидуальные предприниматели, которые не выплачивают вознаграждений физическим лицам, исчисляют и уплачивают страховые взносы в особом порядке, установленном Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.* Расчет суммы своих страховых взносов за расчетный период они производят самостоятельно. В отличие от плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, у индивидуала-одиночки размер страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование не зависит от величины полученного им дохода. Ему не нужно определять объекты обложения страховыми взносами и базу для их начисления. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР и ФОМС, производится исходя из стоимости страхового года, на что указывает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Соответственно, расчет по форме РСВ-2 в ПФР с 1 января 2012 года обязаны представлять лишь главы КФХ.

Справочник «ЕСХН. Переход, исчисление, уплата»

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество ;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходовконтролируемых иностранных компаний , дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ , письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:

– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558 , и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212 , от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103 ;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной . Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н , и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10 , от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09 .

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами и статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.* Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 . Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

  • НДС ();
  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • налога на прибыль (п. , ст. 275, НК РФ).

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба ();

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

  • от падежа птицы и животных в пределах норм , утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • от вынужденного убоя птицы и животных в пределах);

    14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

    15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).*

    В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:
    1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
    2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).*

    Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долями (в последние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

    • расходы оплачены;
    • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
    • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

    Такой порядок предусмотрен абзацами , , пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154 .

    Олег Хороший

    начальник отдела налогообложения прибыли организаций

    департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Срок подачи уведомления

    По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку ().

    Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

    Такой порядок предусмотрен абзацами пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

    Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим.* Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

    Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе ().

    Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

    Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Елена Попова,

    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    С уважением,

    Татьяна Гнедышева, эксперт Системы Главбух.

    Ответ утвержден Александром Родионовым,

    заместителем руководителя экспертной поддержки.

Специальные режимы налогообложения существуют для уменьшения налоговой базы на предпринимателей и облегчения ведения и сдачи бухгалтерской отчетности. Целью введения режима единого сельскохозяйственного налога является поддержание и стимулирование развития аграрной отрасли экономики. Предприятия, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, ведут упрощенный учет доходов, несложную отчетность и платят налоги по ставке 6%. Они освобождаются от уплаты НДС, налога на прибыль и имущество, которые заменяются на единый налог, исчисляемый в установленном законом порядке.

Содержимое страницы

Что такое единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН – это один из специальных режимов налогообложения, который применяется предпринимателями, осуществляющими коммерческую деятельность в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также рыболовного хозяйства.

Условия для применения ЕСХН:

  1. Организация должна заниматься производством, переработкой (первичной или промышленной) и реализацией сельскохозяйственной продукции, или осуществлять деятельность в сфере рыболовного хозяйства.

    ВАЖНО: главное условие для ЕСХН – производство сельхоз продукции. Только предприятия, которые производят продукцию, могут применять режим налогообложения ЕСХН. Предприятия, которые лишь перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию, но не производят ее, не могут применять ЕСХН.

  2. Не менее 70% дохода организация должна получать от осуществления деятельности по производству, переработке и продаже сельхозпродукции.

Кто считается производителем сельскохозяйственной продукции:

  • и , производящие, а затем перерабатывающие и реализующие сельскохозяйственную продукцию;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • рыболовные хозяйства (здесь существуют условия по количеству наемных работников и количеству используемых судов).

Что считается сельскохозяйственной продукцией:

  • продукция растениеводства;
  • продукция животноводства;
  • продукция рыбного хозяйства (улов, выращивание или доращивание рыбы и других биологических водных объектов);
  • продукция сельского и лесного хозяйства.

Кто не может применять ЕСХН:

  • организации и ИП, которые занимаются лишь первичной или вторичной переработкой сельскохозяйственной продукции и ее реализацией без производства.
  • организации и ИП, которые занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, а также осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
  • организации, относящиеся к казенным, бюджетным и автономным учреждениям.

Единый сельскохозяйственный налог в 2020 году

Объект налогообложения на ЕСХН – прибыль, полученная от деятельности в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, уменьшенная на расходы (расходы должны быть подтверждены документально и правильно учтены в бухгалтерской отчетности).

Ставка ЕСХН – 6%.

Порядок расчета ЕСХН.

Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается по формуле:

налоговая база * ставка 6%

Налоговой базой для ЕСХН является показатель «доходы минус расходы».

Пример расчета ЕСХН:

Прибыль организации – 900 000 рублей.

Расходы организации – 546 000 рублей.

ЕСХН = (900 000 – 546 000)*6% = 21240 рублей.

Единый сельскохозяйственный налог уплачивается два раза в год:

  1. Первый платеж уплачивается в виде авансового платежа до 25 июля текущего налогового периода;
  2. Второй платеж уплачивается по итогам прошедшего года до 31 марта следующего за текущим налогового периода.

Какие налоги платят на режиме ЕСХН

При применении режима налогообложения ЕСХН предприниматели освобождаются от основных налогов, уплачиваемых на общем режиме (ОСНО). Эти налоги заменяются единым налогом, который исчисляется в установленном законом порядке.

Плательщики ЕНВД должны уплачивать следующие налоги:

  1. ЕСХН по итогам первого полугодия и года (два раза за налоговый период);
  2. Обязательные страховые взносы в ПФР и ФОМС;
  3. НДФЛ за наемных работников.

Какая отчетность ведется при применении ЕСХН

Так как налоговой базой для исчисления ЕСХН является показатель «доходы минус расходы», то все расходы должны правильно учитываться и отражаться в декларации.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Предприниматели на ЕСХН обязаны надлежащим образом вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Все расходы должны иметь документальное подтверждение. Документами, подтверждающим расходы, могут считаться кассовые и товарные чеки, квитанции об оплате и иные платежные документы, акт выполненных работ, договор на получение услуг и так далее.

Важно знать, что не все расходы могут учитываться при исчислении единого сельскохозяйственного налога. Конкретный перечень расходов, которые могут быть учтены при исчислении налога, приведен в ст.346.5 НК РФ.

ВАЖНО: плательщики ЕСХН могут включать обязательные страховые взносы за себя и за сотрудников в статью расходов.

Декларацию можно подать следующими способами:

  1. Лично явившись в отделение ИФНС по месту жительства (ИП) или по месту нахождения организации в бумажном виде. Декларация заполняется в 2-х экземплярах;
  2. Через третье уполномоченное лицо при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. Отправить по почте ценным письмом с описью. На руках у вас обязательно должна остаться опись вложения и квитанция об оплате. Дата, указанная в квитанции, будет считаться датой подачи декларации.
  4. По электронной почте через интернет, используя специальные для этого сервисы.

Утрата права применения ЕСХН

Снятие с учета ЕСХН может произойти по нескольким причинам:

Утрата права на ЕСХН в связи с нарушением условий применения, определенных НК РФ.

Например, доход от осуществления деятельности по производству сельхозпродукции по итогам отчетного периода составил меньше положенных 70%. В случае принудительной утраты права на ЕСХН по итогам налогового периода автоматически производится перерасчет по общему режиму налогообложения, что ведет к значительной налоговой нагрузке предпринимателя.

Отказ от применения ЕСХН в связи с переходом на другой режим налогообложения.

Если предприниматель желает начать применять другую систему налогообложения, он должен подать в ИФНС соответствующее уведомление.

В случае утраты права или отказа от применения ЕСХН, необходимо отправить в налоговую инспекцию уведомление не позднее 25 числа следующего месяца.

Формы для подачи уведомления в ИФНС:

  1. Уведомление о прекращении применения режима ЕСХН подается по форме №26.1-7;
  2. Уведомление об утрате права на применение ЕСХН подается по форме №26.1-2;
  3. Уведомление об отказе от дальнейшего применения ЕСХН подается по форме №26.1-3.

Переход на ЕСХН

Переход на ЕСХН осуществляется на добровольной основе. Для перехода нужно подать соответствующее уведомление в налоговую инспекцию. Индивидуальные предприниматели подают уведомление в налоговую инспекцию по месту жительства, организации подают уведомление в ИФНС по месту нахождения предприятия.

  • уведомление можно подать сразу при или организации вместе со всеми документами;
  • уведомление на переход на ЕСХН можно подать в течение 30 дней с даты регистрации ИП или предприятия;
  • в случае перехода на ЕСХН с другого режима налогообложения, необходимо подать соответствующее уведомление до 31 декабря текущего года, так как полностью перейти и начать осуществлять деятельность в режиме ЕСХН можно только с началом нового календарного года.

Уведомление о переходе на ЕСХН подается по форме №26.1-1.

Ответственность за нарушение сроков подачи декларации и уплаты налогов при ЕСХН

Согласно статье 122 НК РФ при неуплате налога на предпринимателя налагается штраф в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы.

Согласно статье 119 НК РФ за несвоевременную подачу отчетности предусмотрены административные штрафы. Размер штрафа может составлять за каждый полный или неполный месяц просрочки 5 – 30% от суммы неуплаченного налога, который должен был быть уплачен на основании данной декларации. Но не менее 1000 рублей.

Таким образом, режим налогообложения ЕСХН призван поддержать и стимулировать деятельность предпринимателей в сельскохозяйственной области. Для этого на режиме ЕСХН предусмотрена достаточно низкая налоговая ставка 6% и упрощены условия ведения и сдачи отчетности в ИФНС.

Поскольку в последнее время государство уделяет повышенное внимание деятельности сельскохозяйственных предприятий, мы сочли целесообразным проанализировать те проблемы, с которыми приходится сталкиваться налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 НК РФ, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в порядке, предусмотренном данной главой НК РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Вычет НДС при переходе на ЕСХН

На практике нередко встречаются ситуации, когда товар приобретается и используется налогоплательщиком до перехода на режим ЕСХН, а оплачивается после него. Соответственно встает вопрос о возможности применения вычета по НДС.

Статьей 346.1 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Статьей 346.2 НК РФ установлено, что плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ. Исходя из смысла ст. 346.2 и 346.3 НК РФ на режим ЕСХН могут перейти сельскохозяйственные товаропроизводители.

Пунктом 6 ст. 346.2 НК РФ определено, что не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 8.05.10 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Согласно пп. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при расчете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.

Таким образом, правом на налоговые вычеты и на возмещение из бюджета НДС могут пользоваться только плательщики этого налога.

В силу п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанности по его исчислению и уплате, относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Согласно официальной позиции Минфина России, в случае если лица, перешедшие на УСН либо систему налогообложения в виде ЕНВД, исчисляют к уплате в бюджет суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до перехода на такие специальные налоговые режимы, то данные лица вправе принимать к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые подлежат обложению НДС, но оплаченным после перехода на специальные налоговые режимы (письмо от 19.12.05 г. № 03-04-15/116). Несмотря на то что в данном письме говорится о ЕНВД и УСН, представляется возможным распространить данную точку зрения и на уплату ЕСХН, также являющегося специальным налоговым режимом.

Есть отдельные судебные решения, подтверждающие изложенную официальную позицию (постановления ФАС Поволжского округа от 17.07.08 г. № А12-10958/07, ФАС Уральского округа от 24.12.07 г. № Ф09-10650/07-С2).

Однако большинство арбитражных судов занимает противоположную позицию. Суды указывают на то, что если уплата НДС произведена налогоплательщиком после перехода на специальный налоговый режим, то он не имеет права на вычет суммы этого налога (постановления ФАС Уральского округа от 18.08.09 г. № Ф09-5876/09-С2, 1.02.06 г. № Ф09-34/06-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.08 г. № Ф08-5017/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.06.06 г. № А66-911/2005).

Кроме того, указанную позицию подтвердил Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.09.05 г. № 4287/05.

Следует отметить, что рассмотренная проблема актуальна в отношении операций, совершенных до 1.01.06 г., а также после указанной даты, относительно которых сохранено условие о фактической уплате сумм налога, поскольку на тот момент применялось правило о вычете сумм НДС, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в то время как п. 20 ст. 1 Федерального закона от 22.07.05 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» в абзаце первом п. 2 ст. 171 НК РФ слова «и уплаченные им» были исключены.

Если плательщик ЕСХН выставил счет-фактуру

В судебной практике возникают спорные ситуации, когда плательщики ЕСХН указывают в счетах-фактурах суммы НДС. В таких случаях налоговые органы считают, что обязанность по уплате НДС возникает, однако налогоплательщики утверждают, что подобные ошибки не могут являться основанием для уплаты НДС.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации») организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС. Поэтому организация, перешедшая на уплату ЕСХН, при осуществлении операций, облагаемых этим единым налогом, счета-фактуры оформлять не должна.

На основании п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления организацией, перешедшей на уплату ЕСХН, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Правомерность данной нормы подтверждена Конституционным судом РФ в Определении от 7.11.08 г. № 1049-О-О. При этом Минфин России отмечает, что согласно п.п. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении операций, облагаемых ЕСХН, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения единым налогом (письма от 12.07.05 г. № 03-04-11/152 и 31.03.04 г. № 04-03-11/51).

По вопросу о применении НДС организацией, являющейся плательщиком ЕСХН, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС Минфин России в письме от 15.04.10 г. № 03-07-11/118 отмечает, что после перехода на уплату ЕСХН организация не должна реализовывать товары с учетом НДС. При этом НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет с оплаты (частичной оплаты), полученной в счет поставок указанных товаров, к вычету не принимается.

Аналогичные разъяснения финансовый орган дает в отношении выставления счета-фактуры лицом, применяющим другой специальный налоговый режим (письма Минфина России от 16.05.11 г. № 03-07-11/126, 29.04.10 г. № 03-07-14/30, 17.03.10 г. № 03-07-11/66). Судебная практика поддерживает данную позицию.

Как отмечает суд вышестоящей инстанции в постановлении ФАС Центрального округа от 28.03.11 г. № А14-5181-2010135/33, нижестоящими судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что налогоплательщик применял в спорном налоговом периоде систему налогообложения в виде ЕСХН и не являлся плательщиком НДС, вследствие чего у него возникает обязанность по уплате налога в бюджет в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС на основании п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Применение ЕСХН при отсутствии доходов

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиком, у которого в налоговом периоде вообще отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением тех, которые указаны в п.п. 2-4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

ФНС России в письме от 24.11.10 г. № ШС-37-3/16198@ разъясняет вопрос об утрате статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей при отсутствии у налогоплательщиков доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В соответствии с п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае налогоплательщик считается перешедшим на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде. При этом налоговым периодом согласно ст. 346.7 НК РФ признается календарный год.

Пунктом 4 ст. 346.3 и п. 2 ст. 346.2 НК РФ, в частности, установлено, что если по итогам налогового периода доля дохода плательщика ЕСХН от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, то налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения.

Таким образом, основным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства, а также получение доходов от ее реализации.

Если налогоплательщиком, перешедшим на уплату ЕСХН, по итогам налогового периода нарушено упомянутое ограничение, в том числе в связи с отсутствием у налогоплательщика доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ он утрачивают право на применение ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором им допущено нарушение, должен произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц за весь налоговый период в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Кроме того, такой налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Однако в судебной практике по данному вопросу имеется противоположная позиция. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 21.04.10 г. № Ф03-2288/2010 пришел к выводу, что факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного производителя, в связи с чем у налогового органа не было основания для признания его утратившим права на ЕСХН.

Вычеты по НДС при переходе с ЕСХН на общую систему налогообложения

На практике спорным является вопрос о правомерности применения налоговых вычетов по НДС в случае перехода с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения при пересчете налоговых обязательств.

Арбитражные суды в данном случае приходят к единому мнению, что поскольку налогоплательщик не исчислял и не уплачивал ЕСХН, т.е. не применял специальный режим налогообложения с самого начала календарного года, а все правоотношения регулируются по правилам общего режима налогообложения, то применение вычета по НДС правомерно (например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.06 г. № Ф08-6071/2006-2511А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 г. № Ф04-2600/2008(6445-А03-41).

Применение ЕСХН в порядке правопреемства

Нередко возникают споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиками, являющимися правопреемниками реорганизованных юридических лиц без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.

Исходя из смысла ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица, а также причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации, исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей НК РФ. При этом для разрешения рассматриваемого вопроса следует исходить из того, что в силу п. 1 ст. 57 ГК РФ преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, а согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида представляет собой по сути изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Кроме того, на основании п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506 (далее - Положение), ФНС России ведет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 5.3.1 Положения ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следует обратить внимание на то, что ранее у арбитражных судов отсутствовала единая позиция по данному вопросу.

Как указано в постановлении ФАС Уральского округа от 21.09.09 г. № Ф09-7009/09-С2, организация-налогоплательщик является полным правопреемником организации, которая применяла налоговый режим в виде уплаты ЕСХН. Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение режима налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

Налогоплательщик исчислял и уплачивал единый налог, представлял налоговую отчетность по нему, т.е. своими действиями подтвердил волеизъявление на переход к указанному налоговому режиму. При этом обязанность реорганизованного лица подать заявление о переходе на специальный налоговый режим в случае, если организация до реорганизации уплачивала ЕСХН, действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 22.10.09 г. № А79-6037/2009 (далее - Постановление № А79-6037/2009) при рассмотрении ситуации, связанной с вопросом о правомерности применения ЕСХН организацией, являющейся правопреемником государственного унитарного предприятия посредством преобразования предприятия путем приватизации и сельскохозяйственным производителем, продолжавшей применять названный налоговый режим, но не представившей заявление о переходе на уплату ЕСХН, отмечает, что организация не выполнила одно из условий для возможности применения специального налогового режима в виде уплаты ЕСХН, в связи с чем неправомерно использовала данный режим налогообложения, а ссылка организации на факт представления в налоговый орган налоговых деклараций по ЕСХН в проверяемый период, а также отсутствие со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок указанных деклараций не свидетельствует о правомерности применения организацией указанного специального режима налогообложения.

Однако постановлением Президиума ВАС РФ от 15.06.10 г. № 563/10 (далее - Постановление № 563/10) Постановление № А79-6037/2009 отменено.

По мнению Президиума ВАС РФ, организация сохранила профиль деятельности, осуществлявшийся предприятием до его приватизации, оставаясь сельскохозяйственным товаропроизводителем. Зарегистрировав соответствующее преобразование юридического лица, организация около двух лет применяла ЕСХН при отсутствии со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок налоговых деклараций, представлявшихся в указанный период.

С учетом изложенного Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что если организация после регистрации не подала письменного заявления о намерении уплачивать ЕСХН, то в данном случае это не могло служить основанием для привлечения ее к налоговой ответственности и перерасчета ее налоговых обязательств по общей системе налогообложения.

До принятия постановления № 563/10 официальные органы настаивали на обязательности представления заявления о переходе на систему ЕСХН в налоговый орган при преобразовании юридического лица (письмо Минфина России от 4.07.08 г. № 03-11-04/1/11). После появления Постановления № 563/10 налоговые органы согласились с позицией Президиума ВАС РФ (п. 39 Обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, изложенного в письме ФНС России от 12.08.11 г. № СА-4-7/13193@).

Доход, полученный организацией-участником договора простого товарищества

До недавнего времени не было единого мнения по вопросу о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего такой организации право на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

В соответствии с п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационными признаются доходы в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе и учитываемого в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 278 НК РФ.

По мнению Минфина России, высказанного в письме от 5.07.11 г. № 03-11-09/39, ст. 346.2 НК РФ не предусматривает права организаций и индивидуальных предпринимателей при участии в простом товариществе учитывать в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках договора простого товарищества и распределенной между участниками. Минфином России в этом письме также отмечено, что ранее финансовым органом давались разъяснения, согласно которым в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках простого товарищества и распределенной между участниками, не учитывались (письмо от 14.07.09 г. № 03-11-06/1/31).

В судебной практике существуют различные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В Определении ВАС РФ от 8.10.10 г. № ВАС-9534/10 указано, что из п. 2 ст. 346.2 НК РФ, определяющего, что плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.

Ни норма п. 2 ст. 346.2 НК РФ, ни иные положения главы 26.1 НК РФ не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Глава 26.1 НК РФ не содержит запрета, аналогичного тому, который предусмотрен п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ (в соответствии с данной нормой исключается применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении подпадающего под этот режим вида деятельности в рамках договора простого товарищества).

Кроме того, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 31.05.10 г. № А32-25409/2008-3/418 посчитал правильным вывод нижестоящей судебной инстанции о том, что законодательством не введены ограничения на отнесение участников договора о совместной деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.

В то же время в постановлении ФАС Поволжского округа от 13.05.10 г. № А57-24991/2009 (далее - Постановление № А57-24991/2009) отмечается, что из требования п. 2 ст. 346.2 НК РФ не следует, что при определении статуса отдельного налогоплательщика в качестве сельскохозяйственного производителя для целей исчисления ЕСХН в составе доходов от реализации сельскохозяйственной продукции данного налогоплательщика учитываются доходы от реализации продукции, отдельные этапы производства которой осуществлялись сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

Однако в постановлении от 28.12.10 г. № 9534/10 (далее - Постановление № 9534/10) Президиум ВАС РФ отменил Постановление № А57-24991/2009, приведя изложенное обоснование, и сделал вывод о том, что доход, полученный организацией от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках совместной деятельности, правомерно учтен ею при разрешении вопроса о праве на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В письме № 03-11-09/39 Минфин России скорректировал свою позицию по рассматриваемому вопросу и обратил внимание на необходимость использования выводов Постановления № 9534/10 в работе с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела, не придавая им универсального характера.

Так, если организация является участником договора простого товарищества, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, то при определении доли дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения главы 26.1 НК РФ возможно учитывать доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, полученной в рамках договора о совместной деятельности, как это предусмотрено в Постановлении № 9534/10.

Однако в случае, если договор простого товарищества не связан с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции либо если такие производство и реализация не являются основными или преобладающими видами деятельностью в рамках договора о простом товариществе, то при определении доли дохода, предоставляющего организации право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, Постановление № 9534/10 не учитывается.