Внешний долг в беларуси. Госдолг Белоруссии: рефинансировать или объявить дефолт Динамика внешнего госдолга

Внешний долг государства — это абсолютно все обязательства ее субъектов перед зарубежными кредиторами. Как формировался внешний долг Беларуси?

Формирование внешнего госдолга страны началось после распада СССР. Республика Беларусь в отличие от России не перебрала на себя долговые обязательства СССР, поэтому долговая нагрузка на экономику государства в течении 1996-2006 годов была весьма низкой и составлял менее 10% от ВВП.

В первой половине 1990-х государство практически совсем не брало кредиты у РФ и Европы. А в 1996 году президент России и вовсе списал даже те небольшие задолженности, которые были у страны.

Как правильно? Белоруссия — название на русском языке. Беларусь — название страны на белорусском языке. Официальное название - Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь).

Благодаря льготным ценам на энергоносители, предоставляемые от Российской Федерации, и быстро растущий рынок, у экономики Белоруссии появилась возможность в 2000-е годы развиваться без займов. По данным Министерства Финансов Беларуси на начало 2007 года внешний долг равнялся 6,5%.

В 2018 году внешний государственный долг РБ продолжает расти и превысил отметку в 40%. Правительством определен критический максиму, который не должен превышать внутренний и внешний государственный долг – его размер 45% от ВВП.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. );
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO - BYN, до 1 января 2000 года - BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года - BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

Интересные факты:

  1. Внешний госдолг Республики Беларусь за 20 лет увеличился практически в 20 раз с 946 миллионов до 16,6 миллиарда $.
  2. Беларусь занимает 77 место в рейтинге стран по размеру внешнего госдолга.
  3. По данным на 2018 год внешний долг на душу каждого белоруса составляет свыше 4 тысяч $.

Даже той информации, которая есть в открытом доступе, достаточно, чтобы понять – с долгами у нас все плохо. И если призрак дефолта еще не бродит по Беларуси, то как минимум уже подбирается к нашим границам.


Государственный долг есть у подавляющего большинства стран. Его отсутствием могут похвастаться разве что отдельные автономные территории и далекие острова в Тихом океане, но...

Больше половины ВВП

Экономика каждой страны уникальна. Чтобы сравнить страны между собой по размеру государственного долга, обычно применяется такой показатель, как отношение госдолга к ВВП.

Если исходить из национальной статистики, госдолг Беларуси по итогам 2015 года составил 53,2% ВВП. Оценка МВФ почти такая же: 53,7% ВВП, из которых 39,2% приходится непосредственно на долг правительства, а еще 14,5% – на долю займов, за которые правительство поручилось.

Бесспорным лидером тут является Япония, госдолг которой достиг 248,1% ВВП. На втором месте – Греция с показателем 178,4% ВВП. Третья позиция досталась Ливану – 139,1% ВВП. Нашумевший госдолг США составляет 105,8% ВВП, это 12-е место в мире.

Может показаться, что в Беларуси с госдолгом все прекрасно, но на самом деле картина не столь радужная. Многое зависит от способности страны обслуживать свои обязательства перед кредиторами .

Кроме того, нужно учитывать не только кредиторскую, но и дебиторскую задолженность. Например, та же Япония, мировой лидер по объему госдолга, является одним из крупнейших кредиторов США. Если произойдет взаимозачет, положение Японии может оказаться лучше, чем в Штатах.

Беларусь не является активным кредитором других государств, зато входит в число активных заемщиков.

Наиболее обширное понятие, охватывающее все обязательства перед внешними кредиторами, – это внешний долг государственного сектора в расширенном определении. Он включает в себя долг непосредственно правительства, а также долги Нацбанка, банков и предприятий с долей госсобственности свыше 50% и даже займы частных компаний, привлеченные под гарантии правительства.

Больше всех должно правительство

Внешний долг частного сектора, гарантированный государством, с июля текущего года составляет ровно 0 долларов. А вот долги самого государства гораздо более внушительны. По состоянию на 1 октября 2016 года, в структуре внешнего долга государственного сектора 62% задолженности или 13,9 млрд долларов приходится на долг непосредственно правительства.

Еще 20% долга или 4,44 млрд долларов задолжали государственные предприятия. Банки с государственным капиталом должны внешним кредиторам 3 млрд долларов или 13% общей задолженности. Самые скромные аппетиты у Национального банка, задолженность которого составила 1,1 млрд долларов или 5% от внешнего долга.

Совокупный объем внешнего долга государственного сектора в расширенном определении по итогам 3-го квартала 2016 года составил 22,5 млрд долларов. Это примерно 2370 долларов на каждого жителя страны или 5110 долларов на каждого работающего белоруса.

Исходя из того, что средняя зарплата в Беларуси по итогам октября составила 378 долларов, белорусам пришлось бы трудиться целый год и еще полтора месяца для того, чтобы заработать на полную выплату валового внешнего долга.

Впрочем, есть и хорошие новости. За последние два года внешний долг госсектора не показывал значительного роста. Текущие 22,5 млрд долларов – это примерно столько же, сколько было в начале года (22,6 млрд долларов), и даже чуть меньше, чем было в начале 2015 года (23,2 млрд долларов).

Долг сокращается благодаря усилиям банков и предприятий. С начала 2015 года больше всех сократил свою задолженность Национальный банк – почти в два раза или на 48,9%. Долг государственных предприятий за неполные два года уменьшился на 8,6%, долг государственных банков – на 1,4%. Наращивало долги только правительство – с января 2015 года показатель прирос на 6,3%.

Оплачивать валютные долги все сложнее

Высокий интерес государства к зарубежным займам во многом объясняется необходимостью расплачиваться по старым кредитам. Ежегодно Беларусь тратит на обслуживание валютной составляющей госдолга несколько миллиардов долларов. Например, по итогам 2016 года сумма платежей превысит 3 млрд долларов, в 2017 году составит 3,1 млрд долларов.

Искать средства на оплату валютных долгов государству непросто. Белорусская экономика не генерирует для этого достаточный объем валюты, да и иностранные инвесторы к нам не спешат. Включить печатный станок и напечатать недостающую сумму не выйдет – Нацбанк может эмитировать только национальную валюту, а речь идет об иностранной.

Значительных сбережений, которые помогли бы рассчитаться с долгами, у государства тоже нет. Объем ЗВР (это и есть валютная «заначка» правительства) сейчас составляет 4,8 млрд долларов ­– в 3 раза меньше, чем внешний долг государства. Это очень мало, и допускать дальнейшего снижения резервов нельзя.

Поэтому правительство вечно в поиске валюты. Большая часть старых долгов рефинансируется за счет привлечения новых займов.

Сначала стулья – потом деньги

Впрочем, не всегда внешние кредиторы готовы щедро распахнуть кошельки. Дело в том, что в мировой практике кредиты часто выдаются не просто так, а на конкретные цели. Например, на реформы. В кредитной программе четко прописываются условия, которые должен выполнить кредитополучатель.

Беларусь за последние годы успела заработать славу нарушителя оговоренных условий. Именно по этой причине мы до сих пор не получили последний транш кредита от ЕврАзЭс, который должен был поступить еще в 2013 году. И по этой же причине затруднены переговоры с МВФ относительно новой кредитной программы. Наученный горьким опытом фонд занял позицию: сначала реформы, а потом уж кредит.

Поскольку до реальных реформ правительство еще не созрело, приходится вертеться. В этом году хорошую поддержку оказал Евразийский фонд стабилизации и развития, который уже выделил 800 млн долларов и в будущем предоставит еще 1,2 млрд.

Однако этого тоже недостаточно: как мы помним, общий объем платежей по итогам 2016 года – больше 3 млрд долларов. Поэтому значительную сумму Минфину пришлось занять на внутреннем рынке. С помощью валютных гособлигаций правительство за январь-октябрь привлекло еще почти 1,4 млрд долларов.

Призрак дефолта приближается к границам

Практически вся остальная валюта выкупалась Национальным банком на внутреннем рынке в ходе биржевых торгов. В этом году из-за упавших зарплат белорусы активно продают валютную "заначку". По итогам января-ноября чистая продажа валюты со стороны населения составила 1,8 млрд долларов. А если учесть предприятия и нерезидентов, то «избыток» валюты достиг 2,25 млрд долларов.

Эти деньги скупил регулятор, но есть подозрение, что и этого оказалось недостаточно: при профиците валюты на внутреннем рынке и позитивной динамике нефти и российского рубля белорусский рубль с начала года упал к корзине на 13,7%. Давление на валютный курс – прямое следствие закредитованности государства.

К слову, помимо внешнего, существует еще и внутренний госдолг. Его объем по состоянию на 1 ноября составил 9,8 млрд рублей. Несмотря на то, что внутренний долг исчисляется в белорусских рублях, часть его тоже формируется в иностранной валюте – например, за счет облигаций, которые размещает на внутреннем рынке Минфин.

О том, какова на самом деле валютная составляющая внутреннего долга, можно только догадываться – государство о таких вещах предпочитает скромно умалчивать. Впрочем, и той информации, которая есть в открытом доступе, уже достаточно для того, чтобы понять – с долгами у нас все плохо. Призрак дефолта если еще не бродит по Беларуси, то как минимум подбирается к границам.



Правительство Белоруссии подняло предельную планку госдолга, но он готов преодолеть и её

Размер госдолга Белоруссии добрался до очередного максимума и с учетом пиковой нагрузки по погашению в текущем и следующем годах может вырасти. Рефинансирование проблематично, а без него обслуживать госдолг нечем.

Динамика госдолга Белоруссии за последние 10 лет, рассчитанного по методологии МВФ и включающего в себя долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством (гарантии по внешнему и внутреннему финансированию, привлеченному белорусскими субъектами), демонстрирует угрожающий экономической безопасности рост. Константин Смыслов проанализировал феномен в белорусской «Экономической газете» и пришел именно к такому выводу.

В 2008 г. внешний госдолг Белоруссии составлял 5,2% ВВП и был меньше внутреннего (6,3% ВВП), а совокупный госдолг не достигал и 12% ВВП (объем ВВП в эквиваленте USD по данным Всемирного банка). Однако уже в 2009 г. внешний госдолг РБ обогнал внутренний, и его резкий рост продолжился до 2012 г.

За 2012-2016 годы рост внешнего госдолга значительно замедлился. Внутренний в 2012-2013 годах возрос из-за конверсии внешней задолженности во внутреннюю - для оплаты внешних долгов наше правительство собирало валюту у белорусских субъектов, и тогда же наступил период агрессивного валютного кредитования госпредприятий под гарантии правительства. Тогда долговая нагрузка на ВВП стабилизировалась на уровне 30%, а внешний долг - 20%.

В 2015 году была проведена очередная девальвация, которая ударила по валютному эквиваленту ВВП, в результате чего доля госдолга подскочила до 40%, показатель внешнего долга вырос до 28%. В начале 2017 года нагрузка на ВВП достигла 48%, к концу того де года снизилась до 46%. При этом продолжился рост внешней задолженности - она достигла 34% ВВП, при сокращении внутренней.

Госдолг Белоруссии в национальном определении (без гарантий правительства) на 01.07.2018 г. составил 42 млрд. BYN (21 млрд. USD) и уменьшился на 0,5% с начала года - до 36,7% к ВВП: внешний госдолг составил 16,4 млрд. USD до 28,6% ВВП, а внутренний госдолг составил 9,3 млрд. BYN (4,6 млрд. USD - до 8,1% ВВП.

По состоянию на 1 января 2018 года гарантированный правительством долг составлял 7,8 млрд. BYN или 7,2% ВВП, в том числе внешний - 3,9% ВВП и внутренний - 3,3% ВВП. По критериям МВФ на 01.01.2018 г. он достиг 15% госдолга.

За I полугодие 2018 г. Белоруссия привлекла внешних государственных займов на 1,2 млрд. USD, направив на погашение внешнего госдолга 1,4 млрд USD. Основными источниками внешнего долга стали еврооблигации, правительство и банки России, банки Китая и ЕФСР, менее значимыми - ЕБРР, МБРР и СИБ и США.

«Беларусь приняла экономически безопасный порог внешнего долга в 45% ВВП. Из него 25% ВВП - внешний госдолг, 20% ВВП - внутренний. Платежи по обслуживанию госдолга должны укладываться в 10% доходов республиканского бюджета. С учетом гарантированного долга этот порог на 01.01.2018 г. оказался превышен. По внешнему долгу норма «спокойно» превышается уже давно», - констатировал Смыслов.

При этом он отметил: «Впрочем, в Беларуси внутренние меры по сдерживанию внешнего долга более строгие, чем те, которые заложены в Маастрихском соглашении для стран еврозоны (60% ВВП). Что неудивительно - нашей развивающейся экономике для движения вверх требуется больше ресурсов».

Белорусским законом № 86-З от 31.12.2017 «О республиканском бюджете на 2018 год» определены предельные уровни госдолга и гарантированного госдолга: внешний - 19,6 млрд. USD, внутренний - 10 млрд. BYN, внутренний гарантированный - 3,1 млрд. BYN, внешний гарантированный - 3 млрд. USD.

«До окончания года стране нужно заплатить кредиторам 3,8 млрд. USD (основной долг - 2,5 млрд., проценты - 1,3 млрд.), - обратил внимание Смыслов. - Наиболее весомые расходы по кредитам правительства и банков России (1,0 млрд. USD), еврооблигациям (0,9 млрд. USD), кредитам китайских банков (0,6 млрд. USD) и ЕФСР (0,5 млрд. USD). Выплаты другим кредиторам составят всего лишь 0,1 млн. USD».

Тем же прошлогодним законом определено направление экспортных нефтепошлин (в 2018 г. ожидается 0,5 млрд. USD) исключительно для погашения госдолга. На эту же цель в 2018 г. будут использованы доходы бюджета в размере 1,3 млрд. USD и резерв, сформированный из заимствований 2017 г. для погашения еврооблигаций - 0,8 млрд. USD, а также другие источники на сумму 1,2 млрд. USD (транш кредита ЕФСР - 0,2 млрд. USD, средства от размещения внутренних гособлигаций - 0,4 млрд. USD и внешних - 0,6 млрд. USD).

«Тем самым возможности Беларуси по обслуживанию внешней задолженности оказываются под напряжением, тогда как перспективы по наращиванию объемов привлечения финансирования пока складываются благоприятные (улучшение суверенных рейтингов, макроэкономическая стабилизация)», - обратил внимание белорусский аналитик.

«В то же время возможности для внутреннего рефинансирования внешнего долга (наиболее «безболезненный» для Беларуси выход, ведь старые выпуски облигаций можно конвертировать в новые, тем самым отсрочивая момент погашения основного долга) оказываются ограниченными - как бюджетом, так и желанием субъектов приобретать валютные гособлигации - для этого нет госгарантии возврата средств (как по депозитам), и спрос начинается с более высокой доходности, чем государство готово предложить. Вот почему практически ни один выпуск валютных гособлигаций не размещается сразу и в полном объеме, как правило, это происходит за 2-3 раза до окончательного размещения», - пояснил он.

Напомним, что по данным Fitch Ratings .Государственный долг Белоруссии, включая гарантии в размере 9,5% ВВП, достиг 52,5% ВВП на конец 2017 г. и сегодня также превышает половину ВВП - при том, что Минфин Белоруссии определил пороговое значение госдолга в 45% ВВП.

Агентство констатировало: «Показатели чистого внешнего долга (46% от ВВП) и обслуживания внешнего долга (16% от текущих платежей в иностранной валюте) по-прежнему существенно выше, чем у эмитентов с сопоставимыми рейтингами».

«Долг Беларуси имеет высокую подверженность волатильности валютного курса (90% долга номинировано в иностранной валюте). Fitch включает государственные гарантии в расчет суммарного долга ввиду высокой вероятности того, что государству потребуется выплачивать обязательства госпредприятий. Более слабые макроэкономические показатели и волатильность обменного курса могут создать фискальные риски для государственных финансов ввиду существенного присутствия в экономике предприятий в госсобственности. Значительное присутствие госсектора (65% активов) в финансовом секторе создает фискальные риски для суверенного эмитента ввиду потенциальных потребностей в дальнейших взносах капитала, исполнения гарантий и выпуска ценных бумаг в обмен на передачу кредитов», - пояснили эксперты агентства.