Незаконная продажа валюты. Незаконные валютные операции

Сегодня "Российская газета" публикует несколько важных поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Одна из них расширяет перечень незаконных валютных операций, за которые человека могут наказать. Например, теперь штраф будет грозить даже за обмен валюты из рук в руки. Статья, в которую внесены правки, предусматривает штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Обменял доллар на улице, попался - оставят 25 центов, если повезет.

Согласно новой редакции, под наказание попадает купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), минуя уполномоченные банки. Естественно, речь идет о чеках, номинал которых указан в чужой валюте.

По словам правоведов, принятая редакция статьи конкретизирует валютные нарушения, попадающие под административное наказание. До сих пор, как объясняют специалисты, первая статья практически не работала: из-за нечеткости формулировок было трудно привлечь кого-то к ответу.

Тот же закон убирает из "валютной" статьи пункт, наказывающий за нарушение установленного порядка ввоза в нашу страну и вывоза российской валюты и внутренних ценных бумаг. Еще один закон вводит штрафы для некоммерческих организаций, "выполняющих функции иностранного агента" (цитата из документа). Санкции вводятся, например, за работу без регистрации в реестре иностранных агентов. За это предусматривается штраф для должностных лиц от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Такие же штрафы предусмотрены за распространение каких-либо материалов, в том числе в Интернете, без указания, что организация - "иностранный агент". Вводятся наказания и за некоторые другие нарушения.

Другой закон вносит поправки в статью "нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Здесь резко повышаются штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним. Для граждан штрафы вырастают до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - до 200 тысяч, для юридических лиц - до 500 тысяч.

Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях появляется еще одна статья: "Непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах".

Под эту санкцию попадает администрация кинотеатров, решившая скрыть истинную посещаемость фильмов. Эксперты не без основания полагают, что причины такой скрытности - в нежелании делиться выручкой с продюсерами картины. Теперь за утаивание демонстратором фильма, осуществляющим платный показ в кинозале, информации о числе зрителей, предоставление неполных или лживых сведений в единую федеральную автоматизированную информационную систему предусматривается штраф от 100 тысяч до 400 тысяч рублей.

При повторном нарушении штраф возрастает до 800 тысяч рублей. Закон предусматривает, что порядок функционирования единой информационной системы, периодичность предоставления информации и условия будут установлены правительством России. Система заработала с мая 2010 года. Она призвана обеспечить учет сведений о показе фильмов, пока не все кинотеатры зарегистрировались в ней.

Универсальным средством взаиморасчетов между людьми являются денежные средства, имеющие определенный номинал, объективную рыночную стоимость и используемые для осуществления товарно-денежных отношений в прямом и обратном направлении, то есть для оплаты покупаемой продукции и в качестве возмещения стоимости продаваемого объекта. Являясь обезличенным платежным средством, не требующим, в отличие от предметов, продажи или обмена на искомую вещь, валюты различных стран и способы их получения пользуются повышенным интересом у лиц, практикующих противоправную деятельность в целях обогащения.

Что такое валюта?

Валютой принято называть любые государственные платежные средства, которые могут иметь вид монет, кроме выполненных из драгоценных металлов, банкнот или казначейских бумаг, и подкрепляются финансовыми обязательствами и золотым запасом определенной державы. В зависимости от принадлежности к стране гражданства определенного индивида, валюты подразделяются на:

  • национальную – являющуюся средством расчета внутри государства, гражданином которой является плательщик;
  • зарубежную – представляющую собой средства взаиморасчетов, принятые в любой другой, по отношению к государству гражданства, стране.

В зависимости от способов совершения расчетов между субъектами рыночных и гражданских взаимоотношений, денежные средства подразделяются на:

  1. Наличные – представляющие собой овеществленную на бумаге или металле валюту, выполненную по принятому образцу и выпущенную государственным банком той или иной державы.
  2. Безналичные – олицетворяемые разнообразными платежными средствами, при которых для произведения оплаты требуется обращение к финансовому учреждению, являющемуся держателем банковского счета и оплачивающему требования продавца при наличии у покупателя достаточного количества средств.

Наличные платежные средства могут быть не государственными, представляя из себя ценные бумаги, выпущенные организацией или частным лицом, являющихся эмитентом. Подобные средства расчетов дают право на получение доли имущества, доходов или денежных средства субъекта, выпустившего их в оборот.

Особенности валютных преступлений

Своеобразие преступлений, связанных с обращением валютных и иных платежных средств, заключается в их прямом попадании в обиход и воздействие на рынок, а также косвенное влияние на стабильность экономики страны и благосостояние населения. Уменьшая объем ликвидных средств расчетов на внутреннем рынке, злоумышленники, практикующие незаконные действия с различными ценностями, тем самым снижают внутренний валовый продукт государства. В свою очередь, ВВП определяет фактическую стоимость национальной валюты, которая обесценивается, вызывая инфляцию, снижение покупательской способности граждан и ухудшение их уровня жизни.

Таким образом, преступления, совершаемые на рынке обращения валют, при торговле сырьевыми ресурсами, с драгоценными материалами и камнями, а также в процессе фондовой торговли, следует рассматривать, как общественно опасное явление, направленное не на одного или группу лиц, а в отношении всего социума. То есть, особенность таких нарушений закона заключается в том, что все население страны, а в глобальном смысле всех государств, является потерпевшим от действий преступников.

Прямое поступление платежных средств в обращение является еще одной специфической чертой, которая позволяют злоумышленникам уходить от ответственности за незаконные валютные операции, в силу несвоевременного выявления подделок или иных противоправный действий.

Виды злодеяний

Многообразие финансовых операций, характеризующих многочисленные сферы жизни человека, обуславливает многочисленные способы злонамеренных действий криминализированных субъектов, желающих обогащения неправедным путем. Каждый новый способ взаиморасчетов между участниками рыночных и/или гражданских отношений вызывает практически мгновенный отклик со стороны преступников, изыскивающих средства криминализации любой сферы жизни.

Давайте для начала рассмотрим самые популярные незаконные валютные операции, регулируемые статьями УК РФ.

Наиболее популярные

Если применение подобных знаний стало причиной дестабилизации рынков и существенных колебаний цен, то подобные действия рассматриваются, как , которое также может быть осуществлено посредством дезинформирования участников, повышенных объемов сделок и совершения операций по ценам, отличающимся от принятых, исходя из обстановки.

  • , являющихся драгоценными, способное привести к их обесцениванию, при значительных объемах реализации по демпинговым ценам, является угрозой для стабильности всех национальных валют, основой которых является золотой запас держав, состоящий из предметов данного преступного деяния.

Участились и случаи краж и порчи денег, что также наказывается статьями УК РФ, а также нередко встречается незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. Далее мы поговорим более детально о некоторых злодеяниях, например оказании противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.

Противоправное влияние на результат соревнования или зрелищного коммерческого конкурса

Победа в любом соревновании или конкурсе является престижной, а если это мероприятие международного уровня, то речь уже идет о статусе не отдельного участника или команды, а целого государства. Помимо прочего, официальные состязания между спортсменами или мероприятия конкурсного типа, сопровождаются ставками на победу определенных участников, последовательность занятых мест, количество забитых голов и прочие показатели.

Именно возможность заработка на спортивном тотализаторе, зачастую является причиной, по которой криминальные элементы идут на подкуп судей, тренерского состава или самих спортсменов и участников. Результат соревнований, противоречащий общим ожиданиям, формирующимся на основании статистики показателей спортсмена, команды или участника, позволяет злоумышленникам получить повышенный доход, а в сочетании с победой любимой команды преступление становится вдвойне привлекательным.

Помимо собственного неправомерного обогащения, преступные субъекты, воздействующие на результаты соревнований и конкурсов, наносят ущерб интересам, в том числе, материальным, других людей, а иногда и престижу целого государства.

Спекуляция и незаконные операции

В условиях нестабильной экономической ситуации, колебания курсов национальной и иностранных валют могут быть значительными, что подталкивает субъектов, имеющих в наличии свободные денежные средства на совершение сделок, заключающихся в последовательной покупке по низкой ставке и продаже при высоком значении курса. Подобные действия вносят дополнительный дисбаланс в стоимость валют, не позволяя ситуации стабилизироваться и вызывая падение курса одной из валют ниже уровня, на котором бы она остановилась при отсутствии спекулятивных действий участников рынка.

Выполнять такие действия могут как частные лица, так и финансовые организации, наглядным примером чего являются многочисленные случаи лишения банков лицензий, выполненные ЦБ России. Специальной статья за спекуляцию в УК РФ нет, но есть вспомогательные.

Осуществлять операции по обмену валют, по закону, могут только аккредитованные финансовые структуры, с соблюдением курсовой разницы и придерживаясь политики Центробанка. Участие в этом процессе частных лиц незаконно, вносит дисбаланс в курс валют, который при обмене «с рук» существенно отличается от официального и может носить , когда вместо настоящей иностранной валюты граждане получают фальшивые купюры или меньшую сумму, чем было оплачено.

Противоправными является также вывоз за рубеж суммы, превышающей 10 тыс. долларов, любые сделки между гражданами РФ и других стран, а также расчеты за покупки в валюте других держав. Наказание за правонарушение носит административный характер.

Куда обращать по факту выявления злодеяния?

В зависимости от характера совершенного противоправного деяния, обращаться следует в органы правопорядка, а именно:

  • в полицию, если выявлено фальшивомонетчество, подделка ценных бумаг или иных платежных средств;
  • в прокуратуру, если имеются подозрения на совершение экономических преступлений, требующих проведения проверки экономической деятельности организации или частных субъектов.

Способ обращения в органы правосудия не может носить анонимный характер, так как на основании заявлений подобного плана не проводятся проверки и не заводятся уголовные дела. Подавать заявление следует, указав заявителя, а выполнить это можно непосредственно придя в отделение по месту проживания или отправив по почте. Если выбранный орган правосудия не правомочен рассматривать определенное дело, то заявление будет передано по инстанциям в компетентную службы или управление Министерства внутренних дел.

Помните за любые незаконные схемы и денежные махинации предусмотрена своя статья. Будьте честны перед собой и государством!

Универсальное средство расчетов между гражданами - это денежные средства. В зависимости от государства, в котором используются такие средства исчисления, купюры имеют свой определенный номинал, объективную рыночную стоимость. Валюта используется для обеспечения товарно-денежных отношений в обоих направлениях, то есть для приобретения продукции и в качестве возмещения стоимости того или иного продаваемого объекта.

Так как валюта считается обезличенным платежным средством, деньги иностранных государств пользуются большой популярностью у лиц, осуществляющих противоправную деятельность. Чтобы пресечь такие преступления, существует статья УК РФ за незаконные валютные операции.

Какие валютные операции считаются незаконными

Понятие незаконной валютной деятельности определено в КоАП. По нормам этого законодательного акта, к данным видам правонарушений относятся совершенные гражданами операции с иностранными валютами, запрещенные на уровне законодательства.

В исключительных случаях возможно привлечение виновного гражданина к ответственности за выполнение операций с иностранными денежными средствами, совершенными с нарушениями буквы закона. К примеру:

  1. Незаконные операции, которые запрещены нормативными актами РФ. Это может быть приобретение валюты без участия банковских организаций, уполномоченных на совершение таких действий.
  2. Не представление резидентом в местное отделение налогового органа уведомления об открытии счета или внесения изменений с несоблюдением сроков, определенных на законодательном уровне.
  3. Невыполнение резидентом своих обязанностей по получению иностранных денежных средств за переданные в ранее оговоренном договором или установленном законом порядке товары в те сроки, которые определены на законодательном уровне.
  4. Невыполнение резидентом своих обязанностей по возврату денег в РФ.
  5. Невыполнение распоряжения или иного требования от должностного лица, который осуществляет контроль над оборотом валюты в РФ.
  6. Несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по совершенным валютным операциям в иностранных банках, нарушение установленных сроков передачи такой документации.
Скачать для просмотра и печати:

Есть ли уголовная ответственность за незаконные валютные операции


В России предусмотрена возможность привлечения лица, совершившего валютные преступления, к уголовной ответственности. К примеру, если человек совершил какие-либо незаконные операции с валютой, представленной в иностранных номиналах, это может повлечь за собой следующие меры наказания:

  1. , максимальный размер которого на данный момент составляет до 1 000 000 рублей (в совокупности с лишением свободы или до 500 000 рублей - без такового) или в размере заработной платы виновного лица за период до 5 лет.
  2. Принудительные работы, срок выполнения которых составляет до 3 лет.
  3. Лишение человека свободы на срок до 5 лет.

К более суровым мерам ответственности привлекаются лица, которые совершили преступление с отягчающими обстоятельствами. В частности, виновные лица могут быть:

  1. Лишены свободы на срок до 5 лет.
  2. Оштрафованы на сумму до 1 000 000 руб. (применяется одновременно с л/с).

Квалификация преступлений

  1. Не зачисление в уполномоченные банковские организации иностранной валюты, а также несоблюдение сроков исполнения такой обязанности.
  2. Юридическое бездействие - отказ от выполнения обязательств, установленных на законодательном уровне. Такому правонарушению, как правило, сопутствует использование валюты до ее зачисления на банковский счет.
  3. Не зачисление иностранных валютных средств на банковский счет на территории Российской Федерации, или нарушение специальных сроков.
  4. Нарушение норм валютного законодательства, касающегося зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации в больших размерах от одного или сразу нескольких резидентов в уполномоченном для этого иностранном банке.
  5. Нарушение требований закона о возврате валютных средств на счет резидента в РФ или за рубежом за неполученные товары, невыполнение работ, не оказание услуг или не передачу информацию.

Меры ответственности

Чаще всего меры наказания, к которым привлекается лицо, совершившее незаконные операции с иностранной валютой, применяются в соответствии с КоАП. В этом случае человек может быть привлечен к ответственности в объеме до 1 размера суммы от совершения незаконной операции с валютой.

К таким мерам наказания могут быть привлечены:

  1. Граждане.
  2. Должностные лица.
  3. Юридические лица.

Что касается УК РФ, то субъектом ответственности здесь чаще всего выступает должностное лицо. А именно: спецсубъект - руководитель организации.

В зависимости от тяжести такого преступления, различается и размер ответственности за совершенное преступное деяние.

Крупный ущерб от незаконных операций с валютой


Нормами российского законодательства, предусмотрены более суровые меры уголовной ответственности за совершение противоправного деяния в области валютного закона в большом размере.

В частности, установлены более суровые меры наказания за совершение преступлений со следующими отягчающими обстоятельствами:

  1. Особо крупный размер.
  2. Группа, действующая по сговору.
  3. Совершение противоправного деяния с использованием подложных документов.
  4. Использование специального юридического лица, целью создания которого было совершение одного или сразу нескольких преступных деяний с валютой.
Действия, которые были совершены в рамках этого нормативного акта, считаются совершенными в крупном размере, если общая сумма неучтенных средств в течение одного календарного года превышает 9 000 000 руб.

Аналогичное преступление может быть признано противоправным деянием, совершенным в особо крупном размере, в том случае, если общий размер денежных средств, которые не были зачислены в законном порядке в течение одного года, превышает 45 000 000 руб.

01.07.61 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении уголовной ответственности за нарушения правил о валютных операциях", статья 88 пополнилась смертной казнью. (Утверждена ВС РСФСР 25 июля 1962)

Статья 88.

Статья 88 Уголовного кодекса РСФСР

Нарушение правил о валютных операциях

Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами

— наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки.

Спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным по части первой настоящей статьи,

— наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества"; http://www.lawrussia.ru/texts/legal_861/doc861a500x940.htm

Возможность совершения гражданами сделок с валютными ценностями была законодательно закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. "О сделках с валютными ценностями на территории СССР" , установившим случаи, в которых разрешалось участие физических лиц в валютных операциях: дарение валютных ценностей близким родственникам, завещание и приобретение по праву наследования валютных ценностей, сделки купли — продажи, обмена и дарения в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, а также расчеты в иностранной валюте и иными валютными ценностями при оплате товаров и услуг в уполномоченных магазинах и организациях.

В более поздней редакции статьи 88 (вероятно с 1984 года) смертная казнь исключена.

Статья 88. Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами
— наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а равно спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами в крупных размерах
— наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

(в ред. Закона РСФСР от 25 июля 1962 г. и Указа Президиума ВС РСФСР от 30 января 1984 г.; Закона РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 1982-1; Закона РФ от 18 февраля 1993 г. № 4510-1. — Ведомости ВС РСФСР, 1962, № 29, ст. 449; 1984, № 5, ст. 168; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 52, ст. 1867; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, № 10, ст. 360)

В этом варианте статья просуществовала до 1994 года, когда уже в России в доллары можно было приобрести в обменных пунктах. Но могли и осудить.

В 1994 году статья 88 исключена из УК РФ — Федеральный закон от 01.07.94 N 10-ФЗ. — "Российские вести", N 123, 06.07.94. Но вместо нее включили, 162.7

Статья 162.7. Незаконные сделки с валютными ценностями

Совершение незаконных сделок с валютными ценностями путем их купли — продажи, обмена, использования в качестве средства платежа, а равно незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных камней или драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий,
— наказывается штрафом от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом, или в крупных размерах,
— наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под крупным размером понимается сумма сделки, в пятьдесят раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.07.94 № 10-ФЗ — "Российские вести", № 123, 06.07.94)

В 1996 статья 162.7 не вошла в УК, но вместо нее появилась статья 191.

Виды нарушений валютного законодательства

Окончание табл. 11.1

На практике незаконные валютные операции часто выступают в виде расчетов в наличной валюте между резидентами и нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Адвокаты Москвы

К числу незаконных также относятся валютные операции физических и юридических лиц – резидентов с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ при проведении на территории России сделок по купле-продаже товаров вне сферы розничной торговли, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.

Широко распространенным нарушением валютного законодательства является несоблюдение ограничений, установленных на вывоз с таможенной территории России иностранной валюты и/или валюты РФ. Если физическое лицо вывозит с данной территории иностранную валюту и/или валюту РФ в сумме, превышающей 10000 долл. США при отсутствии у него ввозной таможенной декларации или других документов, подтверждающих ввоз или перевод в Россию валюты, вывозимой сверх установленной нормы, то такие действия квалифицируются по части 1 статьи 15.25 КоАП как осуществление незаконной валютной операции.

В случае выявления таможенными органами фактов осуществления незаконных валютных операций на территории РФ информация о них передается в установленном порядке в территориальные органы Росфиннадзора. Материалы о нарушениях резидентом валютного законодательства РФ, совершенных за пределами территории РФ, а также информация, связанная с обоснованными подозрениями о наличии таких нарушений, направляются в налоговые органы по месту регистрации резидента в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной таможенной службы РФ от 14.07.2005 (ст. 9).

Нарушение валютного законодательства при экспорте товаров резидентами заключается в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары.

Нарушение валютного законодательства, относящееся к выполнению требования по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России, заключается в нарушении установленных контрактом сроков возврата денежных средств, а при их отсутствии – сроков ввоза либо получения товаров в зависимости от условий договора. Эти сроки определяются в контракте.

Наиболее типичными нарушениями единых правил оформления паспортов сделок являются:

· установление даты оформления ПС позже совершения валютной операции или исполнения иного обязательства по контракту (например, обязательство по передаче товара);

· неверное заполнение или незаполнение одной или нескольких граф – чаще всего раздела 3 «Общие сведения о контракте» или раздела 6 «Специальные сведения о контракте»;

· нарушение срока переоформления ПС в случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, указанные в паспорте.

В соответствии с Приказом ФТС от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» информация о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, направляется в течение трех дней в отдел валютного контроля соответствующей таможни для проведения проверки.

Проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности валютного законодательства как форма валютного контроля представляют собой упорядоченную совокупность контрольных действий его органов и агентов, направленных: 1) на выявление и пресечение нарушений валютного законодательства РФ, правил ведения учета и отчетности по валютным операциям; 2) предупреждение и предотвращение таких нарушений; 3) повышение эффективности применяемых методов контроля.

Право на проведение проверок органами и агентами валютного контроля установлено Законом (ст. 23).

Проведение проверок основывается на определенных принципах (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Ст. 193.1 УК РФ с комментариями

Репатриация валютной выручки

Николай Пиксин, адвокат, партнер, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.

Тарас Оксюк, адвокат, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.

С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 29 июня 2004 г., далее — Закон) существенные изменения претерпел институт репатриации валютной выручки российскими резидентами, призванный предотвратить "бегство капиталов" из России и обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля. Участникам гражданского оборота важно четко знать, в чем состоят требования к порядку репатриации валютной выручки, в том числе при проведении посреднических внешнеторговых операций. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски.

Обязанность по репатриации валютной выручки

Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.

Первый связан с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона).

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст.

Незаконные валютные операции статья ук рф

21 Закона). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 1 ст. 5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.

Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.

При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).

Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ" такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ. Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).

Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), и суды при разрешении спора по вопросам репатриации валютной выручки должны следовать положениям нормативного акта, имеющего большую силу, — Закона, а не нормам Указа Президента РФ (ч. 2 ст. 13 АПК РФ).

Из правила есть исключения

Из общего правила об обязательной репатриации валютной выручки ст. 19 Закона установлены 4 исключения. Следует иметь в виду, что их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Итак, резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:

а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет (пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона).

Таким образом, если, например, в настоящее время российская и германская компании заключают договор займа на срок более 2 лет, то компания — резидент РФ вправе использовать свою выручку по внешнеторговому контракту для погашения задолженности по договору займа, перечисляя их сразу на заимодавца либо сначала на свой счет в зарубежном банке, а потом — на счет заимодавца. Разумеется, в связи с этим возникает вопрос о контроле за совершением компаниями — резидентами РФ таких операций для избежания ситуаций необоснованного оставления валютной выручки за рубежом под надуманным предлогом исполнения обязательств по договорам займа. Механизм контроля предусмотрен гл. 2 Инструкции ЦБ от 15 июня 2004 г. N 117-И и включает в себя в том числе открытие резидентом паспорта сделки по такому договору займа, а также предоставление им уполномоченному банку справок о расчетах через счета за рубежом по договору займа;

б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств (пп. 2 п. 2 ст. 19 Закона). Данное правило действует на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

в) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ, для покрытия расходов по их проведению (пп. 3 п. 2 ст. 19 Закона). Данное исключение действует в период проведения этих мероприятий;

г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ (пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона). На данное основание следует обратить особое внимание.

По ранее действовавшему законодательству проведение зачета требований по внешнеторговым контрактам, служившее основанием для незачисления валютной выручки в РФ, допускалось в любом случае при наличии разрешения ЦБ, даже если расчеты производились в валюте РФ. (См.: П. 1 Обобщения практики применения нормативных актов ЦБ по вопросам валютного регулирования // Вестник Банка России. 2001. N 31. 16 мая.) В настоящее время возможность проведения зачета по внешнеторговым контрактам существует только для российских резидентов, оказывающих транспортные услуги или занятых в сфере рыбного промысла. В любых иных случаях проведение зачета недопустимо, несмотря на положения ст. 410 ГК РФ. Данный случай является ярким примером того, как нормы частного права не могут применяться, как противоречащие публичному праву.

Резидент за репатриацию в ответе

Согласно ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет согласно п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Однако на практике привлечение резидентов к ответственности по п. 2 или п. 3 ст. 15.25 КоАП РФ порождает массу вопросов. Например , подлежит ли ответственности компания-резидент, если все ее попытки вернуть в РФ ранее уплаченные суммы по неисполненному внешнеторговому контракту не увенчались успехом в силу отказа нерезидента-контрагента от исполнения обязанности по возврату сумм? Подлежит ли юридическое лицо — резидент ответственности за неисполнение обязанности по репатриации выручки, если нерезидент просто не платит за переданные ему товары, выполненные работы или оказанные услуги?

В таких ситуациях должны применяться подходы, выработанные в правоприменительной практике, в том числе и судебно-арбитражной, в период действия еще прежнего валютного законодательства.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица. Согласно п. 2 этой же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении резидента к ответственности следует разрешить вопрос: были ли приняты им все необходимые разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации выручки на каждой стадии подготовки, заключения, исполнения договора и взыскания задолженности? В частности, при решении вопроса о привлечении его к ответственности за невозврат в РФ сумм, уплаченных по неисполненным импортным контрактам, могут быть приняты во внимание следующие факторы:

  1. На стадии преддоговорной подготовки. Выяснение через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации.
  2. На стадии заключения контракта. Внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).
  3. Применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения обязательств нерезидента по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (оплата после исполнения обязательств нерезидентом, оплата с использованием аккредитива и т.д.).
  4. Разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор.
  5. После неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств. Ведение претензионной работы, предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.

Таким образом, если резидент, в отношении которого нерезидент не исполняет обязательства по оплате или возврату средств, предпринял все разумные и необходимые меры для исключения ситуации невозможности репатриации выручки (возврата) уплаченных по неисполненному контракту сумм, то его вина в нерепатриации выручки в РФ отсутствует. Следовательно, отсутствует и состав административного правонарушения как основание для привлечения лица к ответственности Вопрос о достаточности принятых мер решается органом валютного контроля и судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Любопытной является ситуация, когда нерезидент исполняет обязанность по передаче товаров представителю резидента за пределами РФ, а потом товары оказываются утраченными (уничтоженными) в силу форс-мажорных обстоятельств или выбывают из владения резидента (его представителей) в силу действий (актов) компетентных органов иностранного государства (например, реквизиции, конфискации и т.д.), вследствие чего такие товары не могут быть ввезены в РФ. Представляется, что в таком случае вина резидента в невозврате уплаченных сумм отсутствует, равно как и основания для предъявления требований нерезиденту о возврате уплаченных сумм резиденту, поскольку поставщик-нерезидент надлежащим образом исполнил свои обязательства по поставке товаров.

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.


Кроме того, согласно ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП, повторное совершение административных правонарушений в виде незаконных валютных операций по ч. 1 ст. 15.25 КоАП должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет..


Соотношение видов незаконных валютных операций по части 1 ст. 15.25 КоАП с запретами и ограничениями по видам операций в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ с учетом имеющейся судебной практики:

- незаконные операции; - разрешенные операции; - неоднозначные операции с оговорками

Запре­щен­ные ва­лют­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом

Проведенные с на­ру­ше­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва

Минуя сче­та в бан­ках в не­раз­ре­шен­ных слу­ча­ях

По сче­там за ру­бе­жом в не­раз­ре­шен­ных слу­ча­ях

Купля-продажа на­лич­ной ино­стран­ной ва­лю­ты и че­ков в ин­ва­лю­те

Кроме купли-продажи на­лич­ной ин­ва­лю­ты и че­ков в ин­ва­лю­те че­рез банки и гос­кор­по­ра­цию "ВЭБ.РФ"


Кроме расчетов не­ре­зи­ден­тов между собой



Расчеты не­ре­зи­ден­тов меж­ду со­бой в на­лич­ной ин­ва­лю­те или ва­лю­те РФ с уче­том пре­дель­но­го раз­ме­ра на­лич­ных рас­че­тов по за­ко­но­да­тель­ству РФ



Переводы не­ре­зи­ден­тов меж­ду со­бой ин­ва­лю­ты и ва­лю­ты РФ внут­ри РФ / за пре­де­лы РФ / в РФ из-за рубежа

Списание де­неж­ных средств со сче­тов
за рубежом

Кро­ме за­пре­щен­ных опе­ра­ций меж­ду ре­зи­дентами


Кроме списа­ний не­за­кон­но за­чис­лен­ных средств


К особым случаям незаконных валютных операций можно отнести случаи ответственности за физическими лицами денежных средств и (или) денежных инструментов при въезде в ЕАЭС или выезде из ЕАЭС через РФ по статье 16.4 КоАП со штрафами до 200% от суммы незаконно перемещенных средств. За установлена уголовная ответственность по статье 200.1 УК РФ. Уголовная ответствнность также установлена за перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием по статье 193.1 УК РФ.


Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

На физических
лиц / граждан

Публикации по случаям возбуждения административных дел таможней в связи с перемещением валюты через границу РФ с нарушением валютных правил см. в колонке новостей справа на настоящей странице.


За контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов предусмотрена уголовная ответственность частями 1 и 2 статьи 200.1 Уголовного кодекса РФ:

Публикации по случаям возбуждения уголовных дел таможней в связи с перемещением валюты через границу РФ с нарушением валютных правил см. в колонке новостей справа на настоящей странице.


Статья 193.1 УК РФ. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов

В размере
до 9 млн. руб.



наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

а) в крупном размере 9 - 45 млн. руб.;
б) группой лиц по предв-ному сговору;
в) с использованием ЮЛ, созданного для преступлений по сделкам с денежными средствами или иным имуществом

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

а) в особо крупном размере
свыше 45 млн. руб.;
б) организованной группой;


наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Публикации по случаям возбуждения уголовных дел таможенными органами в связи с банковскими переводами иностранной валюты и (или) валюты РФ нерезидентам по подложным документам см. в колонке новостей справа на настоящей странице.