Валютное регулирование. Правовое регулирование валютных отношений во внешнеторговой деятельности Финансово правовое регулирование валютных отношений представляет собой

Правовое регулирование является важной и необходимой частью осуществления управления обществом и представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных средств. Совокупность этих средств образует механизм правового регулирования. Следовательно, отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм .

Несмотря на использование термина «валютное регулирование» в наименовании и тексте Федерального закона N 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального определения этого понятия .

В научной литературе по валютному праву можно встретить различные определения валютного регулирования. Так, авторы учебника «Валютное право» указывают, что валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершение валютных операций .

В интересующем нас плане попытаемся исследовать правовое регулирование валютных отношений с позиции финансового права.

Ю.В. Смирникова указывает, что финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает важнейшие моменты, а именно осуществление валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права .

Таким образом, исследование особенностей финансово-правового регулирования валютных отношений представляется необходимым начать с анализа современного финансового права, финансово-правовых норм, метода финансового права, финансовой деятельности государства, финансово-правовой ответственности.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это бюджетные фонды; государственные и муниципальные внебюджетные фонды; государственный и муниципальный кредит; государственные и муниципальные страховые фонды; финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий .

Как указывает Ю.В. Тютина, проблемы правового регулирования валютных отношений на современном этапе в Российской Федерации становятся все более актуальными и значимыми. Это прежде всего связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и постепенной отменой валютных ограничений на осуществление валютных операций, включая валютные операции движения капитала, поскольку одним из требований государств - членов ВТО было требование либерализации валютного законодательства .

Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм .

Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения:

  • 1) по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права;
  • 2) по поводу образования государственных денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также по распределению и использованию финансовых ресурсов государства;
  • 3) в сфере реализации компетенции органами государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства .

Все это представляет собой механизм финансово-правового регулирования валютных отношений. И можно сделать вывод, что финансово-правовое регулирование не может существовать без механизма регулирования отношений и привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства, о чем мы продолжим подробней говорить в параграфах 2.4. и 2.5.

Валютная система РФ представляет собой организованную и взаимосвязанную совокупность отношений, касающихся функционирования на территории РФ и во внешних ее связях иностранных валют и других валютных ценностей. Ее организатором, в лице своих институтов, является государство, что позволяет регламентировать обращение иностранных валют и правила поведения участников валютного оборота.

Валютное законодательство состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, а также валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В валютную систему входят следующие элементы: национальная валюта, иностранная валюта, валютный курс, участники валютных отношений (резиденты и нерезиденты), органы валютного регулирования и контроля, правовые нормы, регулирующие валютные отношения.

Важно знать!

Валюта Российской Федерации :

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;

4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением граждан России, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных отношениях.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и их постоянные представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;

ж) иные лица.

Национальной валютой является рубль. Иностранной - евро и доллар США.

Валютная система РФ продолжает совершенствоваться, все глубже интегрируясь в мировую систему.

Вступив в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), Россия приняла на себя обязательства по интеграции в мировое хозяйство. Поэтому в настоящее время валютная система РФ формируется на основе структурных принципов, присущих мировой валютной системе.

МВФ - это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов. Он был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.

МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.

Главная задача МВФ - поддержание стабильности мировой финансовой системы. Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и монетарной политики других стран-членов.

Членами МВФ являются более 180 стран мира. При вступлении в МВФ каждая страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой. Они направляются: на образование пула для кредитования стран-участниц; определение суммы, которую может получить страна в случае финансовых затруднений; определение количества голосов, которые получает страна-участница. Квоты периодически пересматриваются. Самую высокую квоту и соответственно число голосов имеют США (она составляет чуть более 17%).

МВФ предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития .

Статус российской национальной валюты стал существенно меняться с момента, когда в 1996 г. Правительство РФ и ЦБ РФ приняли на себя обязательства снять ограничения на ее конвертируемость по текущим операциям и обеспечить внутреннюю конвертацию и последовавшей за этим либерализацией процедур по привлечению иностранного капитала.

Признание российского рубля в расчетах при осуществлении внешнеэкономической деятельности валютной ценностью позволяет распространить валютный контроль на область платежно-расчетных отношений резидентов и нерезидентов, когда средством платежа выступает национальная валюта.

Официально курс рубля к какой-либо валютной корзине или иностранной валюте не привязан. Курс национальной российской валюты - плавающий, т.е. он находится в зависимости от соотношений, которые складываются на валютных биржах в стране (в первую очередь, на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ)) между спросом и предложением.

Право на установку официальных курсов доллара к рублю имеет только ЦБ РФ на основе результатов торгов на ММВБ. Курсы других валют определяются на основе кросс-курсов.

Таким образом, валютная система РФ построена на базе плавающего курса, как того требует современная валютная система.

Органами валютного регулирования являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

Закон устанавливает следующие валютные операции:

г) ввоз в Российской Федерации и вывоз из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

ж) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

и) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ;

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются ЦБ РФ и ФНС и ФТС России.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Рассмотрим осуществление валютного контроля на примере ФНС России.

ФНС России, как было отмечено выше, осуществляет контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющими кредитными организациями.

Должностные лица ФНС России (территориального управления) при осуществлении государственного контроля имеют следующие права:

Проводить проверки соблюдения объектом проверки валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям объекта проверки;

Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства актов органов валютного регулирования;

Применять установленные меры ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

Проходить в здания и помещения, занимаемые объектом проверки, при проведении проверок;

Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе письменные объяснения должностных и иных лиц объекта проверки.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства и нормативных правовых актов органов валютного регулирования может наступать в случаях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. В ней указано 12 составов правонарушений валютного законодательства, за которые установлена ответственность, например:

За осуществление незаконных валютных операций;

Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности и др.

В случае, если осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий такого разрешения (лицензии) носит характер незаконной предпринимательской деятельности, наступает уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ. Невозвращение из-за границы в размере, превышающем 5 млн руб., средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, квалифицируется по ст. 193 УК РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают должностные лица органов валютного контроля. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Постановление по делу за нарушение валютного законодательства РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие инструменты используются в организации бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.

2. Какие установлены административные правонарушения бюджетного законодательства?

3. Раскройте принципы построения налоговой системы в Российской Федерации.

4. В чем заключается особый статус ЦБ РФ как мегарегулятора банковских отношений?

5. Раскройте административно-юрисдикционные полномочия ЦБ РФ.

6. Какие созданы органы государственного управления финансами и кредитом и каковы их функции?

7. Какие административные правонарушения совершают кредитные организации?

8. Раскройте правовые основы организации денежной системы РФ.

9. Назовите основные правоотношения, которые регулируются валютным законодательством.

10. Охарактеризуйте валютную систему РФ.

Тесты

1. Денежная эмиссия в Российской Федерации осуществляется:

б) Федеральным Собранием РФ;

в) Правительством РФ;

г) Президентом РФ;

д) Казначейством России.

2. Укажите полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

а) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

б) разработка и реализация налоговой политики;

в) принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг;

г) осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом РФ;

д) назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

3. К органам взимания налогов и платежей относятся:

а) ФТС России;

б) Минэкономразвития России;

в) ФНС России;

г) Казначейство России;

4. «Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государства, выраженная в законе», - это:

а) бюджет;

б) финансовая деятельность;

в) кредит;

г) дотации;

д) субвенция.

5. Валютными операциями являются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) перевод валюты РФ со счета нерезидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ.

6. Налогоплательщики имеют право:

а) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

б) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

в) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в установленном порядке;

г) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

7. Рыночная экономика - это:

а) экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов;

б) социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений;

в) экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов;

г) социально-экономическая система, развивающаяся на основе общественной и частной собственности и товарно-денежных отношений;

8. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

б) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

в) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов;

г) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением.

10. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

а) организации и физические лица, признаваемые в НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

б) организации и физические лица, признаваемые в НК РФ налоговыми агентами;

в) налоговые органы (ФНС России и ее территориальные органы);

г) таможенные органы (ФТС России, подчиненные ей таможенные органы РФ).

11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

а) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;

б) краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

в) прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

г) качественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

Валютное регулирование представляет собой форму осуществления валютной политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечение иностранного капитала.

Содержание валютных правоотношений - это право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов. В соответствии с Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 12 субъектами валютных правоотношений являются: а) резиденты; б) нерезиденты; в) органы валютного контроля * ; г) агенты валютного контроля.

К резидентам относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; г) дипломатические и иные официальные представительством РФ, находящиеся за пределами РФ; д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных выше в подп. «б» и «в».

Нерезиденты : а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных выше в подп. «б» и « в».

Объекты валютных правоотношений делятся на четыре вида:

1) валюта Российской Федерации - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и металлических монет; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства объединений использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства;

2) ценные бумаги, номинированные в валюте РФ, - платежные документы (векселя, чеки, аккредитивы); фондовые ценности (акции, облигации); другие обязательства, выраженные в рублях;

3) иностранная валюта - банкноты, казначейские билеты и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

4) валютные ценности - иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства); драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий).

Понятие валютные операции 13 включает в себя: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; ввоз, вывоз и пересылка в РФ и из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом государство может использовать три типа валютных режимов . Первый – режим государственной валютной монополии, в котором функционирует необратимая, неконвертируемая национальная валюта. Второй режим – режим с отсутствием каких бы то ни было валютных ограничений со стороны государства. Третий режим – режим с общим государственным валютным регулированием и применением некоторых валютных ограничений, необходимых для поддержания курса национальной денежной единицы и интересов национальной экономики в целом.

Основным органом валютного регулирования в стране является Центральный банк РФ, который:

а) определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

в) проводит все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отче документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам, а также выполняет другие функции.

Нарушение валютного законодательства предусматривает административную ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ):

а) за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;

б) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;

в) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения;

г) несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Наряду с указанной выше административной ответственностью субъекты валютных правоотношений за нарушение в этой сфере деятельности несут также уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.


Источниками правового регулирования валютных отношений являются: Федеральный закон «О валютном регулировали и валютном контроле» № 3615-01 от-9 октября 1992 г. (в ред федеральных законов от 29 декабря 1998 г, № 192-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ, от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ), отдельные положения федеральных законов «О банках и банковской деятельности» (ст. 5,36), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35, 61, 70), «О драгоценных металлах]» драгоценных камнях» (ст. 1, 2, 6, 8, 15, 20, 21), Закон РФ № 120-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормальные документы Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Основу современного валютного законодательства составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который не предполагали принятия в свое развитие ни одного закона. Данный Закон ориентируется только на акты подзаконного характера.
Валютная система - это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Валютные отношения - это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при функционировании денег в международном обороте. Кроме того, валютные, отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
Я Валютный рынок представляет собой рынок, на котором национальная валюта одной страны может обмениваться на национальные валюты других стран. Главную роль на рынках иностранной валюты играют крупные банки различных стран (они носят название торговых банков), которые расположены или имеют отделения в крупнейших центрах торговли иностранной валютой, таких как Лондон, Токио, Цюрих. Обменная ставка представляет собой количество рублей, необходимых для покупки одного доллара.
Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.
Валютные системы подразделяются на национальную, региональную и мировую.
Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Под национальной валютой понимают денежную единицу страны. Национальная валюта существует в наличной [форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Эмитентами национальной валюты являются национальные центральные и коммерческие банки.
Основными элементами национальной валютной системы являются следующие:
национальная валюта;
национальное регулирование международной валютной ликвидности;
режим курса национальной валюты;
национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
режим национальных рынков валюты и золота;
национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.
Под валютой Российской Федерации в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» понимается:
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
Ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, - это платежные документы (чеки, векселя и т.д.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.
Под иностранной валютой Закон понимает
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки,
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах
К валютным ценностям относятся,;
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, - платежные документы (чеки, векселя и т.д.), эмиссионные "ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте,
в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий,
г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ,
Валютные операции включают:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных нрав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов,
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Под текущими валютными операциями понимаются следующие операции
а) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортное операции на срок не более 90 дней,
б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней,
в) переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала,
г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включающие - выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей,
- оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж,
- платежи в связи с принятием наследства,
- платежи, связанные с погребением умершего,
- выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам,
- оплату приобретения и строительства за пределами территории РФ зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных, межгосударственных (межправительственных) организациях,
- средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом,
- платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;
- выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;
- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;
- плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства;
- выплату авторских вознаграждений;
- взносы в международные общественные объединения;
- расходы, связанные с гастролями артистов;
- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:
а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав па участие в управлении предприятием;
б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более $0 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)"
д) предоставление и получение финансовых кредиток на срок более 180 дней;
е.) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Уполномоченные банки - это банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.
Свободно конвертируемая валюта - это иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.
Отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия «резидент» и «нерезидент». В Законе РФ «О банках и банковской деятельности» даны следующие определения этих понятий.
1. Резиденты.
физические лица, имеющие постоянное местожительство Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ,
дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами;
филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации, названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющихся.

В правовом отношении валютная политика оформляется валютным законодательством страны - совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в России и за ее пределами, а также двусторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми между государствами по валютным проблемам.
Одним из средств реализации валютной политики России является валютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. В сложной обстановке социально-экономических преобразований текущая валютная политика России основана на сочетании частичной либерализации валютных операций при сохранении валютных ограничений и контроля. Из традиционных форм валютной политики, известных в мировой практике, в России применяются валютные ограничения; регулирование режима валютного курса; девизная политика в форме валютных интервенций; управление золотовалютными резервами; регулирование степени конвертируемости рубля. Основной формой валютной политики России является ограничение операций с валютными ценностями, регулирование ввоза и вывоза валюты, в том числе и российской денежной единицы - рубля.
В этом плане основное регламентирующее значение среди законодательных актов в области валютных операций имеет закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который устанавливает принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
В соответствии с этим актом выделяются операции, которые имеют непосредственную связь с осуществлением как внешнеэкономической, так и инвестиционной деятельности. К ним относятся: 1) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; 2) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; 3) осуществление международных денежных переводов.
Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» все операции, связанные с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В первую категорию валютных операций входят переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследств, а также другие аналогичные операции.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся: прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения права на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; все иные валютные операции, не относящиеся к текущим валютным операциям.
Кроме того, Законом предусмотрены иные положения, имеющие краеугольное значение для регулирования участия в валютных отношениях субъектов хозяйственного оборота. Так, определены две категории лиц - резидентов и нерезидентов, и установлены различные условия, при которых могут осуществляться валютные операции обеих категорий, в зависимости от того, совершает ли их лицо, являющееся резидентом или нерезидентом.
В соответствии с положениями пункта 5 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации; находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов-предприятий и организаций, имеющих статус юридического лица, и не имеющих такового. К нерезидентам Законом отнесены физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, юридических лиц и организаций без статуса юридического лица, созданных в соответствии законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами Российской Федерации.
Установленное законом разделение валютных операций на две вышеуказанные категории, а также разграничение в отношении лиц, осуществляющих указанные операции (на резидентов и нерезидентов), имеет принципиальное значение как средство осуществления Российской Федерацией государственной валютной политики. Условия, при соблюдении которых могут осуществляться текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, характеризуются существенными отличиями. Так, на основании п. 1 ст. 6 Закона резиденты вправе осуществлять текущие валютные операции без ограничений. Однако для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, требуется разрешение Центрального банка Российской Федерации. Нерезидентам же законом предоставлено право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил; продавать и покупать иностранную валюту в соответствии с установленными Банком России правилами. В отношении переводов, вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей Законом разрешается совершать указанные операции без разрешения Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации только в том случае, если эти валютные ценности ранее были переведены, ввезены или пересланы в Россию или были приобретены в России в соответствии с требованиями рассматриваемого закона. Во всех остальных случаях перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из России валютных ценностей требуется разрешение Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности все ее участники, как резиденты, так и нерезиденты, используют операции, относимые действующим законодательством к категории текущих валютных операций, условием совершения которых является соблюдение порядка и сроков их проведения. Порядок проведения текущей валютной операции определяется Правительством и Центральным банком Российской Федерации и по существу сводится к тому, чтобы сторона, осуществляющая соответствующую текущую валютную операцию (перевод для осуществления расчетов по контракту, получение или выдача кредита и пр.), предоставляла агентам валютного контроля, каковыми являются, в частности, уполномоченные банки, документы, подтверждающие реальность сделки (контракт, грузовые таможенные декларации и др.) и то, что данная валютная операция, являющаяся необходимой для проведения сделки, действительно относится к категории текущей и не связана с движением капитала. Установление для текущих валютных операций ограничительного срока в 180дней для кредитования экспортно-импортных операций и для получения или предоставления кредитов является необходимой мерой, имеющей целью защиту внутреннего валютного рынка России от несанкционированной «утечки» капитала за границу.
В противном случае, как отмечается специалистами, была бы не исключена возможность применения следующей схемы, предусматривающей инструменты, свойственные отношениям по внешнеэкономической сделке: заключение контрактов, носящих притворный характер; перечисление валютных средств за рубеж в адрес контрагента-нерезидента; срыв поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг «по вине» нерезидента; продолжительное урегулирование спора в досудебном порядке; возврат той же суммы денежных средств через длительное время контрагенту-резиденту; понесение последним существенных убытков, что подразумевает уменьшение налогооблагаемой базы или банкротство резидента, а в результате - использование валютных средств продолжительное время за границей, получение от них дохода, уплата нерезидентом налогов в пользу страны пребывания нерезидента и недополучение российским бюджетом суммы налогов и таможенных платежей от предприятия-резидента России.
В отношении валютных операций, связанных с движением капитала, закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает как для резидентов, так и для нерезидентов существенные ограничения при совершении указанных операций. Пункт 4 ст. 8 указанного Закона определяет, что нерезиденты вправе осуществлять операции, которые не относятся к текущим и не относятся к вывозу или пересылке из России ранее ввезенных ими валютных ценностей, только в порядке, установленном Центральным банком и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Пункт 2 ст. 6 Закона предписывает, что валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
В качестве примера определения Центральным банком Российской Федерации такого порядка осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, отошлем к его письму «Основные принципы предоставления Центральным банком Российской Федерации разрешений российским юридическим лицам-резидентам на участие в капитале банков и иных кредитно-финансовых учреждений за границей» от 28 апреля 1993 г. № 35, которым установлены определенные требования к резидентам для получения разрешения Банка России на осуществление операции, связанной с движением капитала: наличие у банка-резидента генеральной валютной лицензии на право совершения операций в иностранной валюте; определены формы участия «уполномоченных банков» в капитале банков и иных кредитно-финансовых учреждений за границей; установлен минимальный пакет акций в размере 50 процентов, который обеспечивал бы резиденту контроль за деятельностью иностранного контрагента; наличие экономического обоснования проекта и указание цели вывоза капитала; обязанность резидента по предоставлению Центральному банку финансовой и статистической отчетности и другие требования, максимально препятствующие необоснованному вывозу, «утечке» капитала за границу.
Установленные действующим правом требования, предъявляемые к порядку совершения валютных операций, связанных с движением капитала, являются необходимыми экономическими мерами, способствующими защите внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
В соответствии с письмом ЦБ России от 25 октября 1994 г. покупка российским физическим или юридическим лицом недвижимости, акций, ценных бумаг и т.д. за границей должна была осуществляться только по разрешению ЦБ РФ. Согласно Положению о порядке проведения в Российской Федерации некоторых валютных операций от 24 июня 1996 г. (в ред. письма ЦБ РФ от 3 февраля 1997 г. и приказов ЦБ РФ от 27 августа 1997 г. и 24 октября 1997 г.) особо регламентировались валютные операции в рамках приобретения недвижимой собственности. Приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. № 02-94 требование о получении разрешения Центробанка было заменено на более либеральное, вследствие чего предусматривалось уведомление ЦБ РФ. Однако вступление в действие рассматриваемых положений должно осуществляться на основе специального решения Совета директоров ЦБ РФ, которое до сих пор не издано (см. об этом выше, в гл. 18).
В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России определен лицензионный разрешительный порядок открытия российскими гражданами счетов в банках за пределами РФ, за исключением случаев открытия ими счетов на время пребывания за границей. Совершенные российскими гражданами (а также предприятиями и организациями) указанные сделки или действия без лицензий Банка России, то есть с нарушениями действующего законодательства, должны признаваться недействительными, действия - незаконными, а все полученное по этим сделкам или в результате таких действий подлежит изъятию в доход государства на основании ст. 14 закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
Обеспечением соблюдения валютного законодательства при осуществлении резидентами и нерезидентами валютных операций занимаются органы валютного контроля и их агенты. Высшими органами валютного контроля в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством РФ являются Центральный банк России, Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются, как правило, уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.*
* Нужно заметить, что подобные контрольные функции российских банков не являются исключительными, если иметь в виду мировую практику. В 1975 г. в Базеле (Швейцария) был создан Комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, в который входят руководители центральных банков десяти промышленно-развитых государств Европы. В 1997 г. при участии представителей 15 стран, включая и представителей органов банковского надзора РФ, были разработаны Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью, известные как «Базельские принципы» (См.: Федосеева Г.Ю. Международное частное право. М., 1999. С. 169).
В сфере банковского законодательства Российской Федерации, определяющего валютно-финансовые условия внешнеэкономической и инвестиционной деятельности предприятий, фирм и физических лиц, не являющихся резидентами, представляет интерес инструкция Центрального банка Российской Федерации «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» от 16 июля 1993 г. №16. В соответствии с указанной Инструкцией лицам, признанным нерезидентами в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставлено право открытия в уполномоченных банках Российской Федерации рублевых счетов в порядке, установленном Инструкцией. Для обслуживания экспортно-импортных операций нерезидентами, имеющими право осуществлять предпринимательскую деятельность, ими могут быть открыты текущие рублевые счета типа «Т» в уполномоченном банке Российской Федерации на основании договора банковского счета. Для осуществления инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации нерезидентам открываются инвестиционные рублевые счета типа «И».
Инструкцией установлены правила открытия указанных счетов нерезидентами, перечень документов, необходимый для открытия каждого из счетов, а также режимы пользования счетом. Не останавливаясь подробно на анализе положений данной Инструкции ЦБ РФ, отметим, что основной целью этого и иных нормативных актов является обеспечение работы механизма проведения нерезидентами расчетов при осуществлении как внешнеэкономической, так и инвестиционной деятельности,* с одной стороны, и пресечение возможности необоснованного привлечения нерезидентами средств на свои рублевые счета, проведения конвертации валюты Российской Федерации и последующего вывоза (перечисления, пересылки) валютных средств за рубеж во избежание дестабилизации внутреннего финансового рынка Российской Федерации, с другой стороны.
* Так, Положением ЦБ РФ от 7 июля 1997 г. № 482 «О регистрационном порядке оплаты иностранными инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов Российской Федерации» предусмотрен упрощенный порядок открытия рублевого счета типа «И», если он является разовым. Для открытия данного счета нерезиденту не требуется представлять в уполномоченный банк справку из органа государственной налоговой службы РФ о постановке на учет в налоговом органе. Формой контроля в подобном случае становится информирование со стороны уполномоченного банка в соответствии с п. 2.3. указанного Положения о факте открытия нерезиденту такого счета соответствующих налоговых органов по месту регистрации банка.
Контроль за осуществлением валютных операций и соблюдением валютного регулирования обеспечивается в том числе и с помощью таких средств, как, например, регламентирование деятельности иностранных банков на территории данного государства, открытие представительств и филиалов. В этом отношении как в Российской Федерации, так и в других странах используются нормы специальных актов.*
* В качестве примера см., в частности, положение Украины «О порядке создания и регистрации коммерческих банков», утвержденное Постановлением Национального банка Украины от 27 марта 1996 г. № 77. В этом документе имеется особый раздел, касающийся открытия представительств иностранных банков на территории Украины, а также филиалов и представительств украинских банков в зарубежных странах. Предпосылкой регистрации представительства иностранного банка в Украине, как свидетельствуют положения акта, является первоначальная регистрация такового в Министерстве внешнеэкономических связей Украины (п. 6.1).
В настоящее время, когда в условиях напряженного дефицита валютных, золотовалютных резервов и иных финансовых и материальных ресурсов Российской Федерации, создавшегося в результате кризисных событий 17 августа 1998 г., которые продолжают остро себя проявлять, контроль за проведением валютных операций всеми участниками рынка стал еще более насущным вопросом. В этом плане обращают на себя внимание последние акты, принятые в целях его обеспечения. Так, ЦБ РФ в указании от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» на основании ст 9, 13 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», ст 75 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» конкретизировал порядок предоставления информации в ЦБ РФ о некоторых валютных операциях, производимых юридическими лицами-резидентами. В частности, такая информация должна направляться в Банк России уполномоченными банками во всех случаях совершения валютной операции на основании договора, если последний отвечает хотя бы одному из перечисленных в документе признаков.
В число таких признаков входит отсутствие в договоре положений об уплате контрагентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров или обеспечения ими исполнения своих обязательств. Необходимым основанием для представления информации является и обстоятельство связанности договорных отношений с оффшорными юрисдикциями - например если в контракте предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены оффшорные зоны, перечень которых установлен в Приложении 1 к Указанию. Соответствующий признак образует также предусмотренный контрактом авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30 процентов от цены импортируемого товара (работы, услуги, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов США. Кроме того, в числе признаков указывается уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, предусмотренная кредитным договором (договором займа), в совокупности превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита или займа; полное неисполнение нерезидентом обязательств по контракту и осуществление возврата ранее произведенного аванса; получение денежных средств либо товаров, работ и услуг нерезидентами, не являющимися стороной в договоре, имеющем в качестве предмета импорт или экспорт резидентом товаров (работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности); заключение договоров от имени резидентов - юридических лиц, период деятельности которых с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев.
Указанные меры должны помочь российскому государству в обеспечении противодействия несанкционированной утечке и неоправданным потерям валютных средств.