Реформы витте кратко. Реформы витте Основные реформы с ю витте

Для пореформенной России характерно развитие капитализма вширь. Экономика пореформенной России характеризуется многоукладностью. Большое значение имели и такие особенности экономики и социальных отношений в России, как активное государственное вмешательство в экономику и слабое развитие частной собственности.

В 80-90‑гг. XIX в. был взят курс на модернизацию промышленности. Претворение его связано с реформаторской деятельностью И. Г. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте.

И. Г. Бунге (министр финансов 1881-1886), сторонник политики протекционизма (повышение таможенных пошлин), поддержки частных акционерных банков, реформирования системы налогообложения, ликвидации «временнообязанного» состояния (1881), создания Крестьянского банка (1882), отмены выкупных платежей (1885).

И. А. Вышнеградский (министр финансов 1887-1892) продолжал политику протекционизма: принят новый Таможенный тариф (1891), повышены косвенные налоги, усилена роль государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства, подчинение частных железных дорог государству. Эти меры обеспечили устойчивость финансовой системы.

С. Ю. Витте (министр финансов 1892-1903, председатель Комитета министров с 1903 г., председатель Совета министров 1905-1906), сторонник ускоренного промышленного развития страны.

Реформы Витте — попытка модернизации России

  1. Реформы в налоговой системе

С. Ю. Витте предпринял попытку реформирования торгово‑промышленного обложения.

В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли. 8 июня 1898 г. введен промысловый налог (основной и дополнительный). Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Был установлен государственный квартирный налог. В 1895 г. введена сахарная нормировка.

  1. Введение винной монополии

В 1894 г. была установлена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. При С. Ю. Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день.

  1. Реформы в железнодорожном хозяйстве

Еще в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Витте публиковал новые редакции Положения и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поддерживая отечественного производителя.

Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при С. Ю. Витте — выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казны. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход. За 1890‑е годы были построены новые линии: Среднеазиатская, Пермь‑Котласская, Вологодско‑Архангельская, Транссибирская магистраль. Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России, содействовало развитию тяжелой промышленности России.

  1. Денежная реформа

1893 г. — установлены таможенные пошлины (1 коп. за 100 руб.), запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами‑иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться.

1897 г. — проведена финансовая реформа, суть которой заключалась во введении золотого обеспечения рубля и его свободной конвертации. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма.

1898 г. — законодательно закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Реформа способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому способствовал и широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время пребывания С. Ю. Витте на посту министра их размер достиг 3 млрд руб. золотом.

  1. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики

Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте утверждал, что суть крестьянского вопроса — в замене общинной собственности на землю индивидуальной, призывал к свободному выходу крестьян из общины. Кроме отмены в 1903 г. круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины.

  1. Реформы в промышленности

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. К 1900 г. были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений (Строгановское училище технического рисования), открыты 35 училищ торгового мореплавания.

Нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (1903), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (1903).

Итоги реформ Витте

В конце 1890-х гг. С. Ю. Витте выступил за неограниченное привлечение иностранных капиталов в русскую промышленность и железнодорожное дело. Особенность проводимого Витте курса состояла в том, что он широко использовал исключительную экономическую силу власти. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти.

За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался критике:

— со стороны приверженцев реформ 1860-х гг., считавших, что индустриализация возможна только через перемены в государственной системе — создание настоящего («объединенного») правительства и введение правительственного учреждения;

— в либеральных кругах «система» Витте воспринималась как «грандиозная экономическая диверсия самодержавия», отвлекавшая внимание населения от социально‑экономических и культурно-политических реформ.

Мировой экономический кризис (1900-1903) резко затормозил развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие.

В начале XX в. происходили существенные изменения в экономике страны. Россия вступала в стадию монополистического капитализма, хотя отставание по темпам, объемам производимой продукции и техническим показателям по сравнению со странами Запада сохранялось. Первые монополии в России возникли в конце XIX в., в 1900-1903 гг. начался их бурный рост. В это время оформляются нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической («Продамет») и угольной («Продуголь») промышленности, в транспортном машиностроении («Продпаровоз» и «Продвагон»), в металлообрабатывающей промышленности (военно‑промышленная группа Русско‑Азиатского банка). Сложились мощные банковские монополии. Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско‑Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки. Активно в начале века шел процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

Особенности социального развития пореформенной России

  1. Политическое развитие страны определяло дворянство, представители которого занимали ключевые посты в органах управления, владели большим земельным фондом. Процессы капиталистического развития страны втягивали в свою орбиту и дворянство: дворянское предпринимательство росло не только в сфере сельского хозяйства, но и в промышленности, железнодорожном и банковском деле.
  2. Увеличивались численность и удельный вес городского населения. Крупная, средняя и мелкая буржуазия, а также наемные рабочие определяли социальный облик города к концу XIX в. Появляется городской люмпен‑пролетариат. В 1880-1890 гг. в наиболее крупных городах (Москве, Петербурге, Киеве, Риге) появились электрическое освещение, трамвай, телефон и другие технические новшества.
  3. По данным Всероссийской переписи 1897 г., население страны разделялось:

— по сословному положению: крестьяне, мещане, потомственные и личные дворяне, купцы и почетные граждане, духовенство, «прочие» («инородцы», деклассированные элементы, не указавшие своей сословной принадлежности);

— по занятиям: сельскохозяйственное (77,2 %), торгово‑промышленное (17,3 %) и «непроизводительное» (5,5 %).

  1. Формируется промышленный пролетариат и промышленная буржуазия.

Особенности рабочего класса на рубеже XIX-XX вв.:

— формируются кадры постоянных рабочих, оторванных от земли и проживавших со своими семьями в крупных промышленных центрах;

— увеличивается удельный вес потомственных рабочих;

— значительная часть рабочих все еще сохраняет связь с землей, с деревней;

— ядро пролетариата в пореформенную эпоху составляют наемные рабочие в крупных промышленных заведениях и на железнодорожном транспорте;

— основным источником роста числа наемных рабочих в разных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в сфере услуг стал промышленный и сельскохозяйственный отход крестьян;

— рост применения на фабриках женского и детского труда.

Особенности формирования промышленной буржуазии:

— из среды мелких товаропроизводителей выделялись представители торгового и ростовщического капитала;

— рост промышленного капитала и промышленной буржуазии был связан с переходом от мануфактуры к крупной машинной индустрии;

— социальной базой формирования промышленной буржуазии служили купечество, отчасти мещанство, но преимущественно представители разбогатевшего крестьянства. Известные династии русских фабрикантов: Гучковы, Коноваловы, Кокушкины, Кондрашевы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские — вышли из среды крестьянства;

— в 1870-1880‑е гг. возникли организации русской буржуазии для защиты своих предпринимательских интересов: 1873 г. — в Петербурге «Совет съездов представителей коммерческих банков»; 1874 г. — в Харькове «Совет съездов горнопромышленников Юга России»; 1880 г. — «Совет съездов горнопромышленников Уральской области»; 1884 г. — в Баку «Совет съездов нефтепромышленников» и др. Эти союзы впоследствии послужили основой для формирования крупных монополистических объединений.

  1. Слабое развитие «третьего сословия» вследствие недостаточного развития в России частной собственности.

Однако достигнутый уровень развития был недостаточен, не позволял российской промышленности успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада, а это означало отсутствие гарантий стабильности развития. Для обеспечения повышения доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику.

Было очевидно, что противоречия между феодализмом и капитализмом будут нарастать.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г. Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная победа в 1876 -1878 годах показали очевидную техническую отсталость России.

К правительству России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало создать в стране современную крупную промышленность.

Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В 1892 году по предложению Вышне­градского Александр III назначает Министром Финансов Сергея Юлиевича Витте.

Реформа Витте включала в себя всего четыре основных направления, обеспечивших промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.
Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета.

Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.
Вторым шагом преобразований стала последовательная промышленная политика государства.

Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, также они не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу; таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы Витте.
Третий шаг заключался в том, что Витте сумел обеспечить привлечение крупных инвестиционных средств. Внутренние ресурсы - кредиты, заемные средства - явно не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема. Поэтому обращение к иностранному капиталу позволило существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Политика Витте сочетала в себе открытость и протекционизм.
Четвертый шаг позволил Витте как талантливому «архитектору» реформы направить усилия всех участников экономического бума - государства, национальных промышленников, иностранного капитала - в одно русло. Витте гениально определил точку экономического роста, нашел ту отрасль, которая дала толчок и вытянула за собой всю экономику. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой стороны, требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за одно десятилетие увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс глубинные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В результате экономических реформ, проведенных СЮ. Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы в 2-3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 1460 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Реформы С.Ю. Витте

Девятнадцатое столетие подарило России многих талантливых государственных деятелей. Одним из них был Сергей Витте - государственный деятель, работавший при Александре II, Александре III и Николае II. Витте успел побыть министром путей железнодорожного сообщения и министром финансов, председательствовал в Совете министров. Но ярче всего современникам и потомкам запомнились проведенные им реформы, которые фактически вывели Россию на новый уровень развития.

Коротко рассмотрим, какие именно изменения инициировал Витте за время своей активной работы.

Деятельность на посту министра финансов

За промежуток между 1892 и 1903 годом Витте было проведено несколько законопроектов, усиливших экономический потенциал страны.

  • В 1890 году министр установил несколько дополнительных косвенных налогов. Не повышая прямые денежные поборы с физических лиц, Витте вынудил торговцев выплачивать налоги на сахар, табак, керосин и ряд других товаров. Кроме того, теперь требовалось платить большие пошлины при оформлении документов в гос. инстанциях.
  • В 1891 году стартовала политика так называемого «протекционизма». Были повышены пошлины на ввоз зарубежных товаров, в результате более уверенно почувствовал себя отечественный производитель.

    Денежная реформа Витте

    Это укрепило российскую экономику.

  • В 1895 году государство объявило себя монополистом в сфере торговли алкогольной продукцией. Все средства от продажи спиртного пошли напрямую в казну - и это принесло бюджету почти 30% дополнительной прибыли.
  • И наконец, в 1897 году была завершена знаменитая денежная реформа, в ходе которой бумажная валюта империи получила твердое золотое обеспечение. В результате рубль стал одной из самых прочных международных валют, уровень внутренней инфляции снизился, возрос поток зарубежных инвестиций в российские предприятия.

Эти реформы считаются главными достижениями Витте, однако он запомнился не только ими одними. До того, как занять пост министра финансов, Витте заведовал транспортным сообщением страны. На новой должности он продолжил уделять внимание, в частности, развитию железных дорог. При нем за год строилось свыше 2,5 тыс километров железной дороги. Это способствовало улучшению транспортного сообщения на территории всей страны. Прокладка железных дорог подстегивала рост торговли, налаженное сообщение очень пригодилось России в ходе Первой мировой и последующих войн.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Филиал в г. ВЕЛИКИЙ новгород

СЕРГЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА

«Реформы С.Ю. ВИТТЕ И РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

Контрольная работа по Отечественной истории

студента 1-го курса группы 0610с

Великий Новгород 2006 г.

1. Ведение …………………………………………………………………….. 3

2. Николай II и его политика…………………………………………………. 4

3. С.Ю.Витте – краткая биография………………………………………….. 5

4. Главные заслуги ……………………………………………..……………. 7

4.1. Денежная реформа…………………………………………………….7

4.2. Транссибирская магистраль…………………………………………. 8

4.3. Аграрная реформа……………………………………………………. 8

4.4. С.Ю.Витте как дипломат…………………………………………….. 9

5. Рабочее движение и Государственная Дума …………………………….12

6. Вывод……………………………………………………………………….16

7. Литература………………………………………………….………………17

Введение

Ка­ж­дое вре­мя для ис­то­рии Рос­сии бы­ло по-сво­ему судь­бо­нос­ным. Од­на­ко, от­дель­ные пе­рио­ды мож­но на­звать оп­ре­де­лив­ши­ми даль­ней­шую жизнь на­ро­да стра­ны на дол­гие го­ды. Од­ним из та­ких важ­ней­ших эта­пов Рос­сий­ской ис­то­рии бы­ли вто­рая по­ло­ви­на XIX ве­ка и на­ча­ло XX ве­ка; вре­мя раз­ви­тия ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния.

На по­ли­ти­че­ской аре­не дей­ст­во­ва­ли в это вре­мя, ко­неч­но, не толь­ко пред­ста­ви­те­ли ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния, но и по­ли­ти­че­ские дея­те­ли, при­над­ле­жав­шие к про­ти­во­стоя­ще­му боль­ше­ви­кам ла­ге­рю. Ме­ж­ду тем на ис­то­ри­че­ской сце­не в тот пе­ри­од дей­ст­во­ва­ли яр­кие и силь­ные ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, при­дер­жи­вав­шие­ся раз­лич­ных об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских взгля­дов, от­ра­жав­ших все цве­та то­гдаш­не­го дос­та­точ­но пе­ст­ро­го по­ли­ти­че­ско­го спек­тра. И не зная этих лю­дей, нель­зя по­нять глу­бин­ной су­ти про­ис­хо­див­ших в стра­не про­цес­сов.

Не­воз­мож­но оп­ре­де­лить свое от­но­ше­ние ко всем тем, кто был в цар­ском ок­ру­же­нии, пра­ви­тель­ст­ве, про­во­дил по­ли­ти­ку ца­риз­ма в гу­бер­ни­ях; осо­бен­но ин­те­рес­ны те лю­ди, ко­то­рые вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в ре­ше­ние глав­но­го для цар­ской Рос­сии во­про­са — аг­рар­но­го. Среди государственных деятелей было несколько личностей реформаторского склада, которым удалось провести ряд значительных социально-экономических мероприятий и оставить заметный след в истории России. К числу таких деятелей можно отнести Сергея Юльевича Витте (1849-1915), талантливого финансиста, реформатора и организатора экономики.

Николай II и его политика

Последний русский император Николай II при вступлении на престол заявил о преемственности курса своего отца, Александра III, а представителям либеральных кругов посоветовал «оставить бессмысленные мечтания».

Реформы С.Ю. Витте

Трагедией обернулась коронация Николай II в мае 1896 года. На Ходынском поле в Москве площадью в 1 квадратный километр собралось около миллиона человек, чтобы участвовать в праздничном гулянье и получить подарки. Неожиданная паника привела к столпотворению, в котором пострадало более трех тысяч человек, из которых почти половина погибли. Ходынская катастрофа потрясла Москву, все ждали, что торжества будут отменены, но все продолжалось как ни в чем не бывало, а великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, получил благодарность за «образцовую подготовку и проведение торжеств».

Не обладая твердым характером и государственным кругозором, Николай II часто попадал под влияние более сильных людей и мог изменить принятые ранее решения.

С.Ю. Витте – краткая биография

С.Ю.Вит­те ро­дил­ся в Тиф­ли­се 17 ию­ня 1849 го­да и вос­пи­ты­вал­ся в се­мье сво­его де­да А.М.Фа­дее­ва, тай­но­го со­вет­ни­ка, быв­ше­го в 1841-1846 гг. са­ра­тов­ским гу­бер­на­то­ром, а за­тем чле­ном со­ве­та управ­ле­ния Кав­каз­ско­го на­ме­ст­ни­ка и управ­ляю­щим экс­пе­ди­ци­ей го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ За­кав­каз­ско­го края.

Он про­ис­хо­дил из ма­ло­из­ве­ст­ных об­ру­сев­ших нем­цев, став­ших дво­ря­на­ми в 1856 г. (хо­тя он сам на­са­ж­дал вер­сию по­том­ст­вен­но­го дво­рян­ст­ва и вер­но­сти пра­во­сла­вию). Ран­ние го­ды Вит­те про­шли в Тиф­ли­се и Одес­се, где, в 1870 он кон­чил курс на­ук в но­во­рос­сий­ском уни­вер­си­те­те по ма­те­ма­ти­че­ско­му фа­куль­те­ту со сте­пе­нью кан­ди­да­та, на­пи­сав дис­сер­та­цию "О бес­ко­неч­но ма­лых ве­ли­чи­нах". Мо­ло­дой ма­те­ма­тик по­мыш­лял ос­тать­ся при уни­вер­си­те­те для под­го­тов­ки к про­фес­сор­ско­му зва­нию. Но юно­ше­ское ув­ле­че­ние ак­три­сой Со­ко­ло­вой от­влек­ло его от на­уч­ных за­ня­тий и под­го­тов­ки оче­ред­ной дис­сер­та­ции по ас­тро­но­мии. К то­му же про­тив уче­ной карь­е­ры Вит­те вос­ста­ли его мать и дя­дя, зая­вив, что "это не дво­рян­ское де­ло". 1 ию­ля 1871 го­да Вит­те был при­чис­лен чи­нов­ни­ком в кан­це­ля­рии Но­во­рос­сий­ско­го и Бес­са­раб­ско­го ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра, а еще че­рез два го­да на­зна­чен сто­ло­на­чаль­ни­ком. В управ­ле­нии Одес­ской же­лез­ной до­ро­ги, ку­да его оп­ре­де­лил на служ­бу дя­дя, он на прак­ти­ке изу­чил же­лез­но­до­рож­ное де­ло, на­чав с са­мых низ­ших сту­пе­ней, по­бы­вав в ро­ли кон­тор­щи­ка гру­зо­вой служ­бы и да­же по­мощ­ни­ка ма­ши­ни­ста, но ско­ро, за­няв долж­ность на­чаль­ни­ка дви­же­ния, пре­вра­тил­ся в круп­но­го же­лез­но­до­рож­но­го пред­при­ни­ма­те­ля. Од­на­ко в ап­ре­ле 1877 го­да он по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии с го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы.

По­сле окон­ча­ния рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877-1878 гг. при над­ле­жав­шая каз­не же­лез­ная до­ро­га вли­лась в ча­ст­ное Об­ще­ст­во Юго-За­пад­ных же­лез­ных до­рог. Там Вит­те по­лу­чил ме­сто на­чаль­ни­ка экс­плуа­та­ци­он­но­го от­де­ла. Но­вое на­зна­че­ние по­тре­бо­ва­ло пе­ре­ез­да в Пе­тер­бург. В сто­ли­це он про­жил око­ло двух лет. Со­бы­тия 1 мар­та 1881 г., ос­та­вив­шие за­мет­ный след в био­гра­фии Вит­те, за­ста­ли его уже в Кие­ве. В это вре­мя Вит­те ока­зал­ся под влия­ни­ем сла­вя­но­филь­ских идей, ув­ле­кал­ся бо­го­слов­ски­ми со­чи­не­ния­ми; он сбли­зил­ся с ру­ко­во­ди­те­ля­ми "сла­вян­ско­го дви­же­ния"; как толь­ко до Кие­ва дош­ла весть о по­ку­ше­нии на Алек­сан­д­ра II, Вит­те на­пи­сал в сто­ли­цу Фа­дее­ву и по­дал идею о соз­да­нии дво­рян­ской кон­спи­ра­тив­ной ор­га­ни­за­ции для ох­ра­ны им­пе­ра­то­ра и борь­бы с ре­во­лю­цио­не­ра­ми их же ме­то­да­ми. Фа­де­ев под­хва­тил эту идею в Пе­тер­бур­ге и с по­мо­щью Во­рон­цо­ва-Даш­ко­ва соз­дал пре­сло­ву­тую "Свя­тую дру­жи­ну". В се­ре­ди­не мар­та 1881 го­да в Пе­тер­бур­ге со­стоя­лось по­свя­ще­ние Вит­те в ее чле­ны. Он был на­зна­чен глав­ным пра­ви­те­лем дру­жи­ны в Ки­ев­ском рай­оне. Вит­те рев­но­ст­но от­но­сил­ся к ис­пол­не­нию воз­ло­жен­ных на не­го дру­жи­ной обя­зан­но­стей. По ее рас­по­ря­же­нию он был на­прав­лен в Па­риж для ор­га­ни­за­ции по­ку­ше­ния на из­вест­но­го ре­во­лю­цио­не­ра-на­род­ни­ка Л.Н. Гарт­ма­на, уча­ст­во­вал в ли­те­ра­тур­ных пред­при­яти­ях дру­жи­ны про­во­ка­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, в ча­ст­но­сти, в со­став­ле­нии бро­шю­ры, из­дан­ной (Ки­ев, 1882 год) под псев­до­ни­мом "Сво­бод­ный мыс­ли­тель", со­дер­жа­щей кри­ти­ку про­грам­мы и дея­тель­но­сти "На­род­ной во­ли" и пред­ре­кав­шей ее ги­бель.

В кон­це ап­ре­ля 1881 го­да Алек­сандр III встал на сто­ро­ну вра­гов ка­ких бы то ни бы­ло пе­ре­мен в сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния. (М.Н. Кат­ков и К.П.

По­бе­до­нос­цев). По­сле­до­ва­ло сме­ще­ние по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ше­го "Дру­жи­не" ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел гра­фа Н.П. Иг­нать­е­ва, бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на "Дру­жи­на".

В 1887 го­ду Вит­те, слу­жил управ­ляю­щим Юго-За­пад­ны­ми же­лез­ны­ми до­ро­га­ми, а в 1889 го­ду он по­лу­чил долж­ность ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та же­лез­ных до­рог в ми­ни­стер­ст­ве фи­нан­сов (по­те­ряв при этом в до­хо­дах). Вит­те со свой­ст­вен­ной ему энер­ги­ей на­чал за­вое­вы­вать Пе­тер­бург; в на­ча­ле 1892 го­да он уже ми­нистр пу­тей со­об­ще­ния.

Даль­ней­шее про­дви­же­ние по слу­жеб­ной ле­ст­ни­це ему ос­лож­нил но­вый брак по­сле смер­ти пер­вой же­ны. Его вто­рая же­на Ма­тиль­да Ива­нов­на Вит­те (Ну­рок, по пер­во­му бра­ку Ли­са­пе­вич) бы­ла раз­ве­ден­ной и ев­рей­кой. Не­смот­ря на все ста­ра­ния Вит­те, ее не при­ня­ли при дво­ре. Впро­чем, брак со­сто­ял­ся с со­гла­сия Алек­сан­д­ра III.

В ав­гу­сте 1892 го­ду в свя­зи с бо­лез­нью Выш­не­град­ско­го Вит­те сде­лал­ся его при­ем­ни­ком на по­сту ми­ни­ст­ра фи­нан­сов. За­няв крес­ло на по­сту од­но­го из са­мых влия­тель­ных ми­ни­ст­ров, Вит­те по­ка­зал се­бя ре­аль­ным по­ли­ти­ком. На этом посту он оставался целых 11 лет – с 1892 до 1903 года. Здесь он проявил себя сторонником индустриализации страны на западноевропейский маневр. Витте неоднократно подчеркивал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы, которые лежат пока мертвым грузом. К началу ХХ века Витте имел четкую программу развития экономики: догнать промышленно развитые страны, занять прочные позиции в торговле с Востоком, обеспечить активное внешнеторговое сальдо, и все это – при неограниченном вмешательстве государства в экономику и при стабильной самодержавной власти.

Реформы Витте

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран.

Реформы С. Ю. Витте и их значение для экономики России

Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так — российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми.

Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.

Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

В истории России конца XIX — начала XX вв. С.Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного Совета — служебные посты этого политического деятеля, который стал символом возможности и одновременно беспомощности государственной системы.

В 1892 г. Витте занял пост министра финансов. Важнейшей задачей Витте было поощрение развития отечественной промышленности. Он считал индустрию локомотивом народного хозяйства. В своей деятельности он опирался на концепцию Фридриха Листа — “теорию национальной экономии ”, суть которой заключалась в том, что “бедным странам” необходимо в целях экономической модернизации добиваться баланса импорта и экспорта с помощью таможенного покровительства .

Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г. государственной винной монополии , ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги , в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен , т.е. свободный размен рубля на золото.

Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 — 1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система , выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.

Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования (прибыль, себестоимость и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.

В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве . Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития , сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.

Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гг. — металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 г.

На политическую арену он вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета Министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией, за этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.

Денежная реформа, проведенная Министром финансов Российской империи С.Ю. Витте в 1897 году, укрепила и подняла экономику страны на новый, более высокий уровень.

Ее подготовка началась еще в 1880-х гг., но после прихода С.Ю. Витте на должность министра (1892 г.) она постепенно начала реализовываться на практике.

Цель денежной реформы Витте

Основной целью проведения реформы было:

Причины (предпосылки) денежной реформы Витте

Переход финансовой системы Австро-Венгерской империи на золотой стандарт стал положительным примером еще для предшественника С.Ю. Витте на посту министра финансов – И.А. Вышнеградского.

Основные причины проведения были следующие:

  • Финансовая система государства была очень неустойчивой.
  • В стране, где проходили постоянные войны, была сильная инфляция.
  • Запас серебра и золота к концу 19 века в России был почти на 1 млрд. рублей и равнялся цене кредитных билетов, находящихся в обороте.
  • Введение золотых денег требовалось необходимостью индустриального развития.

Суть и последствия денежной реформы Витте

Выбирая путь проведения реформы С.Ю. Витте остановился на монометаллизме, т.е. монеты начали чеканить из золота. Основная суть реформы была в том, что денежные купюры в свободном порядке можно было обменивать на золотые монеты.

Осуществление реформы происходило следующим образом:

  • Руководство реформой осуществляли Министерство финансов и Государственный банк.
  • Золотые монеты чеканились номиналом пять (полуимпериал) и десять рублей (империал).
  • Один кредитный билет, который стоил 7 руб. 40 коп. обменивали на полуимпериал.
  • Государственный банк имел монополию на печать кредитных билетов.
  • Каждый, кто имел кредитные билеты, мог обменять их на золото.
  • На монетах чеканили изображение Николая Второго.
  • Тираж монет составлял миллионы экземпляров.

Плюсы денежной реформы Витте

У реформы было значительно больше плюсов, чем минусов:

  • Кредитные билеты были полностью обеспечены золотом.
  • Повысилось значение денег.
  • Укрепился золотой рубль.
  • Эмиссия стала стабильной.

Минусы денежной реформы

  • Жесткий паритет между деньгами из бумаги и золота устраивал далеко не всех.
  • Продолжался размен бумажных купюр на золотые монеты.
  • Реформа была не закончена.
  • Обмен денег на золото был остановлен в 1914 году.
  • Более 600 млн. золотых рублей были выведены из денежного обращения.

Итоги денежной реформы Витте

Итоги реформы были следующие:

  • Золотая монета занимала 2/3 всей массы российских денег.
  • Количество золотых монет увеличилось с 36 до 450 млн. руб.
  • Российский рубль получил обеспечение золотом на 168% и стал интересен инвесторам.
  • Инфляция в стране снизилась.
  • Оживилась экономика.
  • Доверие иностранных партнеров к рублю усилилось. Уже в 1898 году в России начали интенсивно вкладывать иностранный капитал.
  • Стабилизировались цены.
  • Запас золота в Государственном банке с 1904 по 1913 год увеличился с 900 до 1680 млн. рублей. Если бы реформа была продолжена, то золотой стандарт трансформировался бы в систему товарного обеспечения.

С.Ю. Витте также участвовал в следующих нововведениях:

  • Установление винной монополии государства.
  • Подписание торгового договора с Германией.
  • Открытие коммерческих училищ.
  • Открытие Восточной железной дороги.
  • В 1893 году добыча золота в Российской империи составила 42 тонны, что равнялось почти восемнадцати процентам всей мировой добычи.

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Он видел отставание России в развитии тяжелой промышленности и, исходя из этого, составил план индустриализации страны, который включал следующие задачи:

1) Усиление государственного регулирования промышленности путем предоставления кредитов и распределения госзаказов среди частных предпринимателей.

2) Первоочередное развитие базовых отраслей тяжелой промышленности: горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, химической.

3) Форсированное железнодорожное строительство с целью развития связей между отдельными экономическими районами страны, удобства подвоза экспортного хлеба к портам, более интенсивного освоения восточных регионов (Сибирь, Дальний Восток), организации переселений крестьян на новые земли.

4) Широкое привлечение иностранного капитала в Россию. Зарубежные предприниматели способствовали ускорению развития тяжелой промышленности в России, в страну поступали передовые технологии. Они тоже были заинтересованы вкладывать свои средства в российскую промышленность из-за дешевизны рабочей силы и высоких прибылей.

5) Защита отечественного производителя от иностранной путем покровительственных таможенных тарифов.

6) Развитие банковского дела; государственный контроль и поддержка акционерных банков.

8) Укрепление российской валюты и введение золотого рубля.

9) Модернизация сельского хозяйства, устранение ограничений на передвижения крестьян, отмена круговой поруки, разрешение свободного выхода крестьян из общины и другие меры, которые были призваны расширить внутренний рынок для промышленности путем повышения благосостояния крестьянства.

Такова была программа Витте, из которой ему удалось выполнить не все. Особое сопротивление ряда представителей высших сфер вызвали курс на привлечение иностранного капитала и планы аграрных преобразований.

Обширный план преобразований Витте требовал значительных средств.

Поэтому ему пришлось провести преобразования и в налоговой системе :

Введение винной монополии (1894 г.).

Изменение таможенной политики (1892—1894 гг.).

Реформа промыслового налога (1898 г.).

Отмена круговой поруки (1903 г.).

Повышение косвенных налогов.

Реформа промыслового налога и вопрос о подоходном налоге

Действовавший в России промысловый налог давно подвергался критике за его недостаточное участие в пополнении бюджета. В 1898 г. поступления от промыслового налога составляли всего 3,2% бюджета. Такая политика объяснялась стремлением правительства создать благоприятные условия для развития промышленности, а, кроме того, богатый торгово-промышленный класс постоянно боролся за налоговые льготы. Бурный рост промышленности с конца 80х гг. далеко опережал налоговые поступления от нее. Сумма промышленного производства в 1887 г. составила 802 млн. руб., в 1892 г. — 1010 млн. руб., в 1897 г. — 1816 млн. руб., т.е. увеличилась на 161%. Только с 1893 по 1897 г. число фабрик и заводов увеличилось с 30 333 до 39 079, а число фабрично-заводских рабочих — с 1,6 млн. до 2,1 млн. человек.

Вскоре после вступления в должность министра финансов Витте образовал комиссию для пересмотра и реформирования промыслового налога. По новому Закону государственный промысловый налог включал в себя основной и дополнительный, последний предусматривал уплату налога с капитала, процентного сбора с прибыли и раскладочного сбора. Дополнительный налог взимался со всех торговых и промышленных предприятий, подлежавших основному промысловому налогу, а также с личных промысловых занятий. Предприятия, обязанные публичной отчетностью, вносили налог с капитала и процентный сбор с прибыли.

Основной промысловый налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств. Он заменял прежний сбор за право торговли и промыслов, но взимался не с лица, а с предприятия. Промысловые свидетельства должны были выкупаться на каждое отдельное заведение, на каждый отдельный промысел.

Размер оплаты налога дифференцировался по:

1) классу местности;

2) разряду предприятия;



3) разряду личного промыслового занятия.

Губернии страны были разделены на 4 класса по степени развития в них торговли и промышленности. Количество разрядов предприятий было различным у торговых заведений и промышленных. Торговые делились на 5 разрядов в зависимости от размеров оборота, промышленные — на 8 разрядов в зависимости от размеров производства или числа рабочих. Ярмарки были разделены на 3 класса по продолжительности работы. Личные промысловые занятия подразделялись на 7 разрядов.

Налог с капитала распространялся на предприятия, обязанные публичной отчетностью, и составлял 15 коп. с каждых 100 руб. основного капитала. При этом в уплату засчитывалась сумма основного промыслового налога, уплаченная по всем принадлежащим предприятию заведениям.

Процентный сбор с прибыли взимался со всех предприятий, которых превышала 3% на основной капитал. Была принята шкала ставок процентного сбора: при чистой прибыли к основному капиталу от 3 до 4% — 3%; от 4 до 5 — 4%; от 5 до 6 — 4,5; от 6 до 7 — 5; от 7 до 8 — 5,5; от 8 до 9 — 5,75; от 9 до 10% — 6%. Предприятия, получившие чистую прибыль более 10%, уплачивали 6% со всей суммы чистой прибыли плюс 5% с суммы, превышавшей 10% на основной капитал.

Раскладочный сбор уплачивали предприятия, не обязанные публичной отчетностью. Общая сумма по раскладочному сбору устанавливалась на каждые три года в законодательном порядке и ежегодно раскладывалась по губерниям. Раскладку осуществляли особые по промысловому налогу присутствия при Департаменте торговли и мануфактур в зависимости от средней прибыльности предприятий в каждой губернии.

Предусматривалось немало изъятий из закона:

1) казенные предприятия (казенная продажа нитей), общественные учреждения, предприятия по взаимному , потребительские общества;

2) общеполезные предприятия: медицинские, культурные, благотворительные, зрелищные;

3) предприятия первичной обработки сельскохозяйственной продукции, горные (добыча золота, серебра, платины) — они платили особую подать;

4) предприятия мелкой торговли ввиду затруднительности надзора;

5) предприятия по закупке товаров и материалов, складские помещения, оптовая торговля на предприятии или бирже, склады на железных дорогах и т.п.

Новый закон, безусловно, ввел более справедливое обложение торговых и промышленных предприятий промысловым налогом: усилено обложение крупных предприятий, ослаблено — мелких.

Увеличение поступлений в связи с введением нового налога оценивалось в 13 млн. руб., а общее поступление — в 54,8 млн. руб. Павел Петрович Гензель, который детально проанализировал закон квалифицировал его как «несомненную переходную ступень к чисто подоходному обложению». В то же время он подметил, что закон сохранил следы «сословного прошлого» и отразил «скрытую борьбу интересов фиска и торгово-промышленного класса». «В новой реформе много консервативного, нет ломки, но все же это шаг вперед: весь строй остается, хотя обложение все более склоняется к подоходному началу».

Неурожай 1891 г. поставил вопрос о подоходном налоге. В 1892 г. в Министерстве финансов был составлен проект, по которому налогу подлежали все, кто имел доход от 1 тыс. руб. в год. Лица с доходом до 1 тыс. руб. от налога освобождались. С доходов от 1 до 2 тыс. руб. взимался 1 %, и далее с каждой тысячи ставка увеличивалась на 0,1 %. При достижении 4% обложения прогрессия обрывалась, и дальше налог становился пропорциональным. Против подоходного налога высказалось большинство членов Кабинета министров, ссылаясь на «неподготовленность населения», «трудности проведения в жизнь», отсутствие сведений о доходах граждан. Витте поддержал последний аргумент и предположил, что отсутствие у податной администрации сведений о доходах создаст условия для сокрытия доходов. Инициатива Минфина не получила продолжения...

Борьба с недоимками крестьянских платежей и отмена круговой поруки

Несмотря на ряд мер, принятых еще при Бунге для сокращения недоимок, они продолжали иметь место.

В качестве главных причин выдвигались две :

1) «неправильные меры, применяемые к недоимщикам»;

2) непосильные размеры платежей. Сторонники первой причины считали, что жесткие меры к недоимщикам — продажа движимого имущества, строений, отдача недоимщика «в заработки» — приводят к тому, что должнику «подняться на ноги становится совершенно невозможным, и дело кончается тем, что крестьянин лишается земли». Сторонники второй считали необходимым понизить размер крестьянских платежей. Следовало бы привести еще одну причину отсутствие достаточных условий для повышения производительности крестьянского хозяйства, его платежеспособности (сохранение общинных порядков, круговая порука).

Сначала Витте решил упорядочить взыскание недоимок. 7 февраля 1894 г. был принят закон, который допускал отсрочки и рассрочки недоимок по выкупным платежам по ходатайствам местных учреждений по крестьянским делам. Закон от 13 мая 1896 г. предоставил еще более значительные льготы: речь шла не о рассрочке, а о просрочек — отодвигании установленных реформой 1861 г. сроков выкупных платежей на новые сроки — 56 лет, 41 год и 28 лет с начислением 4,5, 5 и 6%.

«Отсроченные недоимки, перестав быть непосредственной опасностью для плательщиков, остаются все тем же, чем были раньше: доказательством надорванной платежеспособности недоимщиков», — заключает Государственный контролер.

В 1893 г. СЮ. Витте создал специальную комиссию по пересмотру узаконений по взиманию окладных сборов под председательством А. А. Рихтера — директора департамента окладных сборов Министерства финансов в 1882—1887 гг. и члена совета министра финансов в 1887— 1898 гг. Кроме того, Витте в 1896 г. направил в наиболее недоимочные губернии уже знакомого нам Н.К. Бржеского для выяснения причин хронического недобора налогов. Используя материалы комиссии А.А. Рихтера и сведения, собранные им самим в ходе поездки, Бржеский в 1897 г. издал книгу «Недоимочность и круговая порука сельских обществ». В ней говорилось, что еще в 70х гг. в правительственных сферах осознали, что причины растущей задолженности коренятся в самих условиях общинного быта крестьян, в обременительности податей и в несовершенстве податной системы.

Особый вред он видел в круговой поруке :

Круговая порука не обеспечивает исправного поступления налогов в казну. Напротив, она способствует несвоевременному исполнению текущих платежей даже богатыми крестьянами, не желающими платить за других по круговой поруке.

Старательные хозяева платят за нерадивых, труд становится менее производительным, крестьянское хозяйство приходит в упадок.

Круговая порука не соответствует требованиям правильной податной политики. Объектом подати признается земля, но т.к. во многих случаях она не дает достаточного дохода, то налог перелагается на доход от побочного (неземледельческого) заработка.

Круговая порука представляет собой серьезную опасность в социальном отношении, она обостряет борьбу имущественных интересов внутри общины.

Продолжая исследовать этот вопрос, Н.К. Бржеский выступил с критикой общины и общинного самоуправления. «Слабая сторона пореформенного общинного быта заключается не столько в самих условиях общинного пользования землей, сколько в полной необеспеченности прав каждого отдельного члена общины перед произволом сельского схода... Общинное владение землей обрекает крестьянское хозяйство на косность и неподвижность». Он отмечал, что периодические переделы земли ставят крестьянина в положение краткосрочного арендатора. Растущую задолженность крестьян он объяснял и несовершенством крестьянского самоуправления.

Выводы Бржеского укрепили Витте в его намерении продолжать борьбу за отмену круговой поруки. Это удалось сделать лишь в 1903 г., когда Государственный совет, наконец, согласился с предложением Витте. Однако члены Совета сделали в проекте «некоторые изменения, ослабляющие закономерность взыскания и индивидуальность ответственности».

Земские сборы

Неудачные результаты деятельности по оценке качества и доходности земель земскими учреждениями побудили Министерство финансов во второй половине 80х гг. образовать особые оценочные комиссии. По закону на них возлагалась выработка общих подходов к оценкам, а сами оценки продолжали производиться земствами. Земские расходы были разделены на обязательные и необязательные. Обязательные расходы — это по существу государственные, но отнесенные на местные средства (всего 38% всех расходов земского бюджета). Необязательные — врачебная помощь, общественное призрение, народное образование, ветеринарный надзор, мероприятия по поднятию культуры земледелия. Законом 1 июня 1895 г. земства были освобождены от расходов на содержание мировых и крестьянских учреждений и губернских статистических комитетов, эти средства отныне пополняли специальный «дорожный капитал».

Введение винной монополии и изменения в акцизной политике

Частная винная торговля уже давно «зарекомендовала себя с плохой стороны» (Янжул). Поэтому в начале своей деятельности в качестве министра финансов Витте выдвинул задачу введения винной монополии. В своих воспоминаниях он пишет, что инициатором был Александр III, который с этой идеей обращался и к Бунге, и к Вышнеградскому, но встретил с их стороны скептическое отношение. «Император Александр III, — пишет Витте, — говорил, что его крайне мучает и смущает то, что русский народ так пропивается и что необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства». Он же предложил ввести винную монополию. По словам Витте, это была совершенно новая идея; подобной практики не существовало в то время ни в одной стране. Возможно, эту мысль подал императору М.Н. Катков (1818—1887) — редактор газеты «Московские ведомости», который усиленно пропагандировал на ее страницах питейную монополию.

Назад | |