Положение по списанию дебиторской задолженности в бюджете. Списание дебиторской задолженности нереальной к взысканию

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении (БУ) происходит по причинам, общим как для государственных организаций, так и для негосударственных. В этой статье мы расскажем, когда можно списать дебиторскую задолженность (ДЗ) и как это отразить в бухучете бюджетного учреждения.

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении. Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Описание проводки

Списание ДЗ, которую нереально взыскать

020500000 «Расчеты по доходам»

Списание безнадежной ДЗ по авансовым платежам

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020600000 «Расчеты по выданным авансам»

Списание безнадежной ДЗ по выданным кредитам

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»

Списание безнадежной ДЗ по взаиморасчетам с подотчетными лицами

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Списание ДЗ в связи с тем, что суд не признал вину причинившего ущерб либо виновный признан неплатежеспособным

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Списание ДЗ в связи с невозможностью установить виновного в причинении ущерба, а также если ущерб был возмещен в натуральной форме

040110172 «Доходы от операций с активами»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Восстановление ДЗ по ущербам в случае, когда виновное лицо покрыло причиненные расходы, в то время как ДЗ уже была признана безнадежной

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также списывается с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Итоги

Учреждение может списать ДЗ, нереальную к взысканию, только по законодательно установленным причинам. Однако после списания необходимо делать периодическую проверку изменения статуса должника, для этого ДЗ продолжает числиться за балансом.

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие - только по кредиту, без корреспонденций.

Проводки при списании просроченной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей

Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000
«Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
— списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.
Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Эта задолженность в течение пяти лет с момента ее списания с балансового учета учреждения в порядке, установленном законодательством, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
При поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату администрирования указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового счета.
Аналитический учет по счету организуется в разрезе кодов бюджетной классификации, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов (соответственно по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета).
Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридического лица и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)
  • первичные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности;
  • документы, подтверждающие невозможность взыскания просроченной задолженности (например, постановление об окончании исполнительного производства);
  • письменное обоснование решения о списании задолженности;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании просроченной задолженности;
  • справка (ф. 0504833).

В определенных случаях могут использоваться некоторые другие проводки. Например, счет 76. Основанием для отражения проводки служит резерв по сомнительным долгам. Причем сам списанный долг в течение последующих 5 лет необходимо будет учитывать по дебету счета 007 в полной сумме.

С учетом вышеизложенного для списания задолженности учреждению нужно проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, в ходе которой и выявляется наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности, а для ее списания следует получить разрешение руководителя, оформленное в виде приказа.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

Списание дебиторской задолженности проводки в бюджетном учреждении

В тех случаях, когда размеры закупок одноименных товаров (работ, услуг) не превышают в квартал установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, бюджетное учреждение вправе заключить договор у единственного поставщика без проведения конкурса (пп. 14 п. 2.1 ст. 55 Федерального закона 94-ФЗ ). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2007 № Д04-2839 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ» ). Однако заключение таких договоров на закупки товаров, работ, услуг у единственного заказчика следует производить с согласованием Минэкономразвития РФ.

Обращаем ваше внимание, что инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете. Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Их форма законодательно не утверждена, поэтому учреждение может ее самостоятельно разработать и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике организации.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учете

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015);
  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • обоснование списания дебиторской задолженности и распоряжение (приказ) руководителя учреждения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании вышеуказанного срока.

Списание дебиторской задолженности нереальной к взысканию

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать: после истечения срока исковой давности; в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника. При этом сделайте следующие проводки: 1) в части задолженности по доходам – Дебет 0.401.10.173 Кредит 0.205.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»; 2) в части задолженности по расходам — Дебет 0.401.20.273 Кредит 0.206.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04. Более подробно смотрите в ответе.

Списание просроченной дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении кредиторской задолженности в сумме не предъявленных кредитором требований в период срока исковой давности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, комиссия учреждения может принять решение о ее списании с балансового учета.
Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета с использованием счета 0 401 10 173 и с одновременным отражением указанной суммы на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредитором».

№ 372, далее - Порядок № 372). При этом дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей учреждения, и может быть достоверно определена ее сумма.

Бюджетное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность — реализует права на распространение своего телеканала

К сведению:
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы. То есть списание дебиторской задолженности с баланса учреждения возможно только в том случае, когда она перестает быть активом. Это означает, что до принятия соответствующего решения должны быть реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату (например предложение погасить задолженность в добровольном порядке, обращение в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.)). Однако при выполнении таких действий должен быть соблюден принцип существенности затрат на формирование информации о состоянии активов (в соответствии с абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н). То есть если затраты на реализацию конкретной меры по возврату задолженности превышают сумму задолженности (например, сумма госпошлины для обращения в суд превышает сумму задолженности), при этом нет достоверной информации об эффективности данной меры (задолженность по результатам произведенных действий может быть и не возвращена), то нет смысла и осуществлять соответствующие расходы.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что отнесение дебиторской задолженности к безнадежной (нереальной к взысканию) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующее решение может приниматься комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия) (п. 339 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). С 2019 года полномочия соответствующей Комиссии в плане принятия соответствующего решения существенно расширяются. На данный момент на регистрации в Минюсте РФ находится приказ Минфина России от 01.03.2019 N 16н (далее — Приказ N 16н), вносящий соответствующие изменения в Инструкцию N 157н.
В свою очередь, бухгалтерия может располагать достаточным набором документов, в соответствии с которыми та или иная дебиторская задолженность может быть отнесена к нереальной. Поэтому именно бухгалтерия может выносить предложения по отнесению конкретной дебиторской задолженности к нереальной к взысканию на рассмотрение Комиссии.
Комиссия же при принятии соответствующего решения должна руководствоваться, прежде всего, нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает следующие основания признания задолженности нереальной к взысканию:
— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);
— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
После того, как Комиссия принимает решение об отнесении дебиторской задолженности к нереальной к взысканию и обосновывает соответствующее решение, руководитель может издать соответствующий приказ (распоряжение) о списании дебиторской задолженности. На основании такого решения бухгалтерия оформляет списание задолженности с балансового учета.
Стоит отметить, что выше описан примерный порядок документального оформления списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Конкретный порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений (письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).
Относительно отражения списания с баланса безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в учете бюджетного учреждения следует отметить следующее. Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной к взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 94 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Ваше учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает услуги по реализации прав на распространение телеканала. В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от оказания платных услуг (работ) отражаются в учете бюджетного учреждения по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и, соответственно, с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 92 Инструкции N 174н).
Учитывая изложенное, списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности с балансового учета Вашего учреждения отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 205 31 660, с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абз. 6 п. 94 Инструкции N 174н).
В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
Следует отметить, что в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно (в соответствии с п. 2.2 пока не вступившего в силу Приказа N 16н).

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении (проводки)

К проведению инвентаризации необходимо подойти с особой аккуратностью и тщательностью. Именно инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности позволяет своевременно выявлять сомнительную и безнадежную задолженность. По итогам проверки проводятся работы в управленческом учете с дебиторкой и формируется резерв по сомнительным долгам.

Если возникают обстоятельства, когда покупающая или заказывающая сторона не в состоянии оплатить долги, то используется определение «задолженность, не востребованная кредиторами». К текущей задолженности относится та, срок погашения которой не превышает прописанные договором сроки или не выше 3 лет. Просроченная, соответственно, та, которая не оплачена своевременно. Когда дата оплаты не утверждена договором, законодательством такой долг именуется просроченным только спустя три года.

03 Авг 2018 529

Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

В результате возникновения дебиторской задолженности происходит отвлечение средств из хозяйственного оборота, поэтому необходимо принимать все возможные меры по ее своевременному взысканию.

Учреждение вправе списать дебиторскую задолженность с баланса либо после ее погашения, либо после ее признания безнадежной.

Основания прекращения обязательств установлены главой 26 Гражданского кодекса. В частности, обязательство может быть прекращено исполнением (статья 408 ГК), предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ).
Списание учреждением дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского, бюджетного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете.

ГК установлены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (статья 196 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством на основании акта государственного органа (статья 417 ГК);
  • прекращение обязательства смертью гражданина (статья 418 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие ликвидации организации (статья 419 ГК).

Общий срок исковой давности согласно статье 196 ГК устанавливается в 3 года. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 статьи 200 ГК). Таким образом, по обязательствам с установленным в договоре сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (статья 197 ГК). Срок исковой давности и порядок его исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (статья 198 ГК). С истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.) (статья 207 ГК).

В соответствии с п. 2 статьи 200 ГК по обязательствам, срок исполнения которых не определен, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

При этом согласно п. 2 статьи 314 ГК в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.

Списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности может быть произведено, если этот срок не прерывался и не приостанавливался. В соответствии со статьей 203 ГК течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Ликвидация организации — это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам. Гражданским законодательством предусмотрен ряд обязательных процедур в процессе ликвидации для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 статьи 63 ГК). С этого момента кредиторы такой организации могут списать ее долги в состав безнадежных.

Если в отношении организации-должника открыта процедура конкурсного производства, задолженность, включенная в реестр требований кредиторов, списывается после признания судом организации банкротом и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц (письмо Минфина России от 17.03.2009 №03-03-06/1/149).

Дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, безрезультатности всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества, может быть признана безнадежной (письмо Минфина России от 30.03.2009 №03-03-06/1/199).

Списание дебиторской задолженности бюджетным учреждением

Списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств. В рамках своих полномочий главный распорядитель бюджетных средств вправе установить порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной ко взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового контроля (статья 158 БК).

Для того, чтобы списать с баланса безнадежную дебиторскую задолженность, учреждению необходимо провести инвентаризацию расчетов. Документом, регламентирующим общий порядок проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N№49.

Задолженность контрагента должна быть подтверждена соответствующими документами:

  • договором с покупателем (заказчиком), поставщиком (подрядчиком);
  • накладной на отгрузку продукции, актом приемки-передачи выполненных работ, услуг;
  • платежными документами на перечисление предварительной оплаты поставщику, не выполнившему своих обязательств и др.

Если учреждение не сохранило первичные учетные документы, подтверждающие величину дебиторской задолженности, то основания для ее списания также отсутствуют. Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетную отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет (п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Результаты инвентаризации расчетов оформляются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Таким образом, для согласования списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, учреждение представляет главному распорядителю бюджетных средств Инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторам с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (акт государственного органа о прекращении обязательства, уведомление об исключении должника из ЕГРЮЛ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания долга с организации-должника и другое).


Безнадежные долги определяются и списываются в бюджетном учете по каждому возникшему обязательству на основании:

  • данных проведенной инвентаризации;
  • письменного обоснования;
  • согласования с главным распорядителем бюджетных средств и органом, организующим исполнение бюджета;
  • приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения » при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Бюджетное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность — реализует права на распространение своего телеканала. По нескольким дебиторам имеется задолженность, которая, в соответствии с положениями действующего законодательства, может быть отнесена к нереальной к взысканию (в частности, по некоторым суммам истек срок исковой давности, отдельные дебиторы ликвидированы). Каков порядок отнесения указанной задолженности к нереальной к взысканию? Как отразить факт списания такой задолженности с балансового учета бюджетного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. Списание описанной в вопросе задолженности с балансового учета бюджетного учреждения производится с использованием счета 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что отнесение дебиторской задолженности к безнадежной (нереальной к взысканию) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующее решение может приниматься комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия) (п. 339 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). С 2016 года полномочия соответствующей Комиссии в плане принятия соответствующего решения существенно расширяются. На данный момент на регистрации в Минюсте РФ находится приказ Минфина России от 01.03.2016 N 16н (далее — Приказ N 16н), вносящий соответствующие изменения в Инструкцию N 157н.
В свою очередь, бухгалтерия может располагать достаточным набором документов, в соответствии с которыми та или иная дебиторская задолженность может быть отнесена к нереальной. Поэтому именно бухгалтерия может выносить предложения по отнесению конкретной дебиторской задолженности к нереальной к взысканию на рассмотрение Комиссии.
Комиссия же при принятии соответствующего решения должна руководствоваться, прежде всего, нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает следующие основания признания задолженности нереальной к взысканию:
— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);
— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
После того, как Комиссия принимает решение об отнесении дебиторской задолженности к нереальной к взысканию и обосновывает соответствующее решение, руководитель может издать соответствующий приказ (распоряжение) о списании дебиторской задолженности. На основании такого решения бухгалтерия оформляет списание задолженности с балансового учета.
Стоит отметить, что выше описан примерный порядок документального оформления списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Конкретный порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений (письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).
Относительно отражения списания с баланса безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в учете бюджетного учреждения следует отметить следующее. Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной к взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 94 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Ваше учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает услуги по реализации прав на распространение телеканала. В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от оказания платных услуг (работ) отражаются в учете бюджетного учреждения по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и, соответственно, с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 92 Инструкции N 174н).
Учитывая изложенное, списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности с балансового учета Вашего учреждения отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 205 31 660, с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абз. 6 п. 94 Инструкции N 174н).
В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
Следует отметить, что в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно (в соответствии с п. 2.2 пока не вступившего в силу Приказа N 16н).

К сведению:
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы. То есть списание дебиторской задолженности с баланса учреждения возможно только в том случае, когда она перестает быть активом. Это означает, что до принятия соответствующего решения должны быть реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату (например предложение погасить задолженность в добровольном порядке, обращение в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.)). Однако при выполнении таких действий должен быть соблюден принцип существенности затрат на формирование информации о состоянии активов (в соответствии с абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н). То есть если затраты на реализацию конкретной меры по возврату задолженности превышают сумму задолженности (например, сумма госпошлины для обращения в суд превышает сумму задолженности), при этом нет достоверной информации об эффективности данной меры (задолженность по результатам произведенных действий может быть и не возвращена), то нет смысла и осуществлять соответствующие расходы.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Списание госучреждением с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов;
— Энциклопедия решений. Отражение списания задолженности неплатежеспособных дебиторов в учете госучреждения;
— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении (БУ) происходит по причинам, общим как для государственных организаций, так и для негосударственных. В этой статье мы расскажем, когда можно списать дебиторскую задолженность (ДЗ) и как это отразить в бухучете бюджетного учреждения.

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении. Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Списание дебиторки в бюджетном учреждении

Дебиторская задолженность, её величина — один из показателей успешности ведения деятельности определенного рода.

Но нередко возникают ситуации, когда дебиторская задолженность становится попросту невозвратной. В таком случае допускается списание таковой, но только лишь при выполнении целого ряда самых разных требований.

Какие должны быть причины

Под дебиторской задолженностью подразумевается долг перед предприятием. Соответственно, отсутствие задолженностей характеризует предприятие только с положительной стороны.

Необходимо будет обязательно периодически осуществлять анализ задолженности данного типа. Это один из самых важных показателей успеха ведения коммерческой деятельности.

Но нередко возникают ситуации, когда долг по какой-то причине становится попросту невозвратным. В таком ситуации одним из решений является списание такового. Но процесс данный имеет свои тонкости, нюансы.

Со всеми ними лучше разобраться предварительно. Причем понадобится не только оформить обширный ряд документов, обосновывающих списание, отражающих данный процесс. Одним из основополагающих факторов является также наличие оснований для списания.

Так как выполнение данного требования строго обязательно. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют.

В случае же если данное требование выполнено не будет, списание дебиторской задолженности выполнено просто так — налоговая служба имеет право наложить на учреждение достаточно существенный штраф.

Причем долг такого типа может возникнуть не только в частном предприятии, но также в бюджетном. Основания для списания дебиторской задолженности будут стандартными.

Сам вопрос признания конкретной дебиторской задолженности подлежащей списанию отражен в п.2 ст.№266 НК РФ.

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основания:

  • истек установленный срок исковой давности (согласно ст.№196 ГК РФ);
  • само обязательно прекращено автоматически в силу невозможности выполнения такового (ст.№416 ГК РФ);
  • выпущен соответствующий акт государственного органа по допустимости списания долга как убытка (ст.№417 ГК РФ);
  • имеет место ликвидация конкретной организации (вопрос освещается в ст.№417 ГК РФ).

Причем непосредственно в бухгалтерской отчетности отсутствует таковое понятие, как невозвратный долг. В то же время возможно согласно законодательству отнести таковые дебиторские долги к «прочим расходам».

Имеется специальный алгоритм списания таковых задолженностей. Процесс данный имеет ряд тонкостей, особенностей. Важно соблюдать стандартный порядок. Так как в противном случае могут возникнуть разнообразные сложности с контролирующими организациями.

Сама процедура списания дебиторской задолженности в отчетности бюджетного учреждения зависит от одного важного фактора — есть ли специальный резерв по сомнительным долгам.

Именно от этого зависит сам процесс отражения соответствующей процедуры в бухгалтерской отчетности, алгоритм использования проводок.

Если сам долг равен или же более имеющегося соответствующего резерва, то при наличии разницу необходимо будет отнести таковую в счет прочих расходов:

В определенных случаях могут использоваться некоторые другие проводки. Например, счет 76. Основанием для отражения проводки служит резерв по сомнительным долгам. Причем сам списанный долг в течение последующих 5 лет необходимо будет учитывать по дебету счета 007 в полной сумме.

И только лишь после того, как данный период окончится, списание можно будет осуществить окончательно. Отдельным случаем является ситуация, когда предприятие по какой-то причине резерв не создавало.

В таком случае проводки будут выглядеть несколько по другому:

ДТ 91.2, КТ 62 (также может использоваться какой-либо другой учет для дебиторской задолженности)

списаны все расходы нереальные

Просроченная дебиторская задолженность в государственном (муниципальном) учреждении

эксперт по бюджетному учету

Просроченная дебиторская задолженность – это «дебиторка», не погашенная в установленный договором срок. Разберемся, когда возможно взыскание просроченной задолженности, какими документами и операциями оформляется учет просроченной задолженности, как производится списание просроченной дебиторской задолженности.

Из статьи вы узнаете:

  1. Как выявить просроченную дебиторку
  2. Что такое срок исковой давности
  3. Как списать и отразить в учете просроченную дебиторскую задолженность

Внимание! Внизу образцы приказов о списании дебиторки

Просроченная задолженность

Дебиторская задолженность – это имущественные требования учреждения к другим лицам, которые стали его должниками. Возникновение дебиторской задолженности связано с невыполнением договорных обязанностей заказчиками, недоставкой нефинансовых активов под уплаченный ранее аванс, невозвратом подотчетными лицами выданных им денежных средств, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и т. д. Просроченная дебиторская задолженность – это «дебиторка» . не погашенная в установленный договором срок.

Внимание! Начиная с отчетности за I квартал 2017 года составляйте и представляйте в ФСС расчет по новой форме 4-ФСС. Теперь этот отчет посвящен только взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Скачать>>> в формате.pdf

все о просроченной дебиторской задолженности в государственном учреждении T1M25S Дебиторская задолженность в госучреждении 2016-10-04 true

Любая просроченная задолженность, не обеспеченная залогом, поручительством либо банковской гарантией, признается сомнительной дебиторской задолженностью. По истечении срока исковой давности сомнительная «дебиторка» переходит в категорию безнадежной задолженности (нереальной к взысканию).

При определении критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной необходимо ориентироваться на нормы гражданского законодательства. Критерии таковы:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса РФ);
  • прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает: стихийными бедствиями, особыми природными, социальными, политическими и иными условиями (ст. 416 Гражданского кодекса РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа, в результате чего исполнение обязательства становится невозможным (ст. 417 Гражданского кодекса РФ);
  • ликвидация юридического лица (должника), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 Гражданского кодекса РФ);
  • смерть гражданина (ст. 418 Гражданского кодекса РФ).

В любом из перечисленных случаев учреждение вправе списать безнадежную дебиторскую задолженность с балансового учета.

Взыскание просроченной задолженности

Взыскание просроченной дебиторской задолженности возможно в пределах срока исковой давности. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 Гражданского кодекса РФ). То есть это время, в течение которого учреждение может востребовать дебиторскую задолженность в судебном порядке. Общий срок исковой давности установлен статьей 196 Гражданского кодекса РФ и составляет три года. Для отдельных видов требований, указанных, например, в статьях 725. 797. 966 Гражданского кодекса РФ, могут устанавливаться специальные сроки исковой давности (сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком).

В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Если же в договоре не предусматривался срок его исполнения и не содержались условия, позволяющие установить этот срок, то контрагенту нужно было исполнить обязательство в разумный срок после его возникновения (п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ).

Если сумма просроченной задолженности не выплачена в разумный срок, должник обязан погасить дебиторскую задолженность за семь дней после предъявления кредитором требования о выполнении обязательств либо в срок, установленный для такого случая законом. Такие же условия действуют для взыскания просроченной задолженности, срок возврата которой определен моментом востребования.

Течение срока исковой давности прерывается в случаях совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга, например:

  • частичной оплаты задолженности;
  • обращения к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • подписания акта сверки задолженности (ст. 203 Гражданского кодекса РФ).

В статье 202 Гражданского кодекса РФ также перечислены обстоятельства, в которых возможно приостановление течения срока исковой давности:

  • предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
  • ответчик находился в составе ВС РФ, переведенных на военное положение;
  • на основании закона Правительством РФ была установлена отсрочка исполнения обязательств (мораторий);
  • было приостановлено действие закона или иного правового акта, регулирующего соответствующие отношения.

Причем течение срока исковой давности приостанавливается, если такие обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности (или просто в последние полгода, если сам срок исковой давности не превышает этот период). Как только подобные обстоятельства исчезают, течение срока давности возобновляется. Оставшаяся часть срока продлевается до шести месяцев, а если срок исковой давности не превышает полгода – до срока давности.

Приказ о списании дебиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности

Приказ о списании кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами

Учет просроченной задолженности

«Дебиторка» учитывается на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета. Просроченная дебиторская задолженность с момента признания ее безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством, согласно пункту 339 Инструкции № 157н. списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Главная цель забалансового учета списанной «дебиторки» – наблюдение за возможностью взыскания просроченной задолженности, в частности, в случае изменения имущественного положения должников (Письмо Минфина России от 21.10.2015 N 02-08-11/60471). Учет дебиторской задолженности за балансом можно вести в течение пяти лет или иного срока, установленного законодательством.

Нормативные правовые акты не устанавливают единых правил документального оформления госучреждениями операций по переводу нереальной к взысканию дебиторской задолженности с балансового на забалансовый учет. Порядок перевода просроченной задолженности на забалансовый счет утверждается в качестве элемента учетной политики с учетом требований учредителей. Такой вывод следует из письма Минфина России от 18 декабря 2012 г. № 02-04-10/5225. Аналитический учет дебиторской просроченной задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04, ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат) и дебиторов (должников). При списании сумм просроченной задолженности с баланса нужны следующие документы:

  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)
  • первичные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности;
  • документы, подтверждающие невозможность взыскания просроченной задолженности (например, постановление об окончании исполнительного производства);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • письменное обоснование решения о списании задолженности;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании просроченной задолженности;
  • справка (ф. 0504833).

По истечении срока наблюдения дебиторская задолженность может быть списана с забалансового учета также на основании приказа (распоряжения) руководителя.

О порядке учета и документального оформления списания кредиторской задолженности учреждениях в статье «Списание кредиторской задолженности в государственных (муниципальных) учреждениях» .

Списание просроченной задолженности

Списание дебиторской просроченной задолженности, признанной в установленном порядке нереальной к взысканию, производится исходя из характера ее возникновения. Так, подобная задолженность, возникшая в рамках доходных операций, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Рассмотрим это на примере ситуаций, возникающих в учреждениях. Корреспонденция счетов приведена в соответствии с Инструкцией № 174н.

В учете бюджетного учреждения на счете 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам» числится сумма ущерба, причиненного в результате кражи компьютера, равная 60 000 руб. Исполнительное производство по взысканию просроченной задолженности прекращено, что подтверждено документально.

Кроме того, на счете 206 26 000 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам» числится 20 000 руб. аванса, перечисленного ранее учреждением в рамках договора на оказание типографских услуг ООО «Буква» в порядке предоплаты. Услуги учреждению по этому договору оказаны не были, а срок исковой давности истек.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документы, на основании которых комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании задолженности неплатежеспособных дебиторов, определяются в рамках учетной политики учреждения.
Дебиторская задолженность по незавершенному исполнительному производству, а также задолженность, в отношении которой не истек срок исковой давности, учитываются в балансовом учете автономного учреждения, так как на законодательном уровне в их отношении ожидается погашение.

Обоснование вывода:
Признание дебитора неплатежеспособным является одним из оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета автономного учреждения. Дебиторская задолженность при этом признается нереальной к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации (смотрите, в частности, п.п. 97, 101, 105, 109, 113, 180, 181 Инструкции, утвержденной Минфина России от 23.12.2010 N 183н, далее - N 183н).
По сути, такая задолженность не соответствует критериям актива, следовательно, учитываться на балансе организации госсектора она не должна (п.п. 36, 47 Федерального стандарта "Концептуальные основы...", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н, п. 339 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н, Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171, далее - Письмо).
Иными словами, дебиторская задолженность является активом, если учреждение еще ожидает, что ему перечислят деньги или передадут имущество, выполнят работы, окажут услуги. Если же предлагалось контрагенту погасить задолженность добровольно, было обращение в суд и к судебным приставам, но никаких результатов получено не было, то понятию актива такая задолженность уже не соответствует.
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, далее - Комиссия ( Инструкции N 157н). Установить порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению необходимо в локальном акте, разработанном с учетом положений действующего законодательства РФ (смотрите Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
Инструкции NN 157н, 183н не содержат указаний по составу документов, необходимых для принятия Комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов. В то же время специалисты финансового ведомства указывают в Письме, что решение Комиссии о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов принимается с учетом:
- сведений, выявленных в ходе проведения инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;
- документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.
При этом, как указано в названном Письме, Комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Правительства РФ от 06.05.2016 N 393 (далее - Постановление N 393).
Кроме того, при принятии Комиссией решения о признании задолженности нереальной к взысканию она может руководствоваться нормами гражданского законодательства. ГК РФ предусматривает следующие основания:
- истечение срока исковой давности ( ГК РФ);
- прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения ( ГК РФ);
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления ( ГК РФ);
- ликвидация юридического лица ( ГК РФ) или смерть гражданина ( ГК РФ).
Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, может включать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным , Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Так, если исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч. , и Закона N 229-ФЗ, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника ( Закона N 229-ФЗ).
Следовательно, на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по соответствующему основанию дебиторская задолженность может быть признана Комиссией безнадежной к взысканию и списана с балансового учета на забалансовый счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" ( Инструкции N 157н). При изменении имущественного положения должника или возобновлении исполнительного производства на основании заявления по прошествии положенного срока дебиторская задолженность восстанавливается в балансовом учете и списывается с забалансового счета 04.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации производство не прекращено, задолженность не списывается с балансового учета.
Если в учреждении не истек срок исковой давности, то списанию в балансовом учете такая дебиторская задолженность не подлежит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.