Вопросы часто задаваемые. ценообразование

Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

"Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

Федеральные единичные расценки в строительстве

ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: 1. расход строительных материалов, 2. затраты труда строительных рабочих, 3. времени работы строительных машин.

В нормах подразумеваются наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования - на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению - на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства - для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т.д.

Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов)‎ . Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории РФ. Они разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района (Московская область), утверждаются и вводятся в действие ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС) . ФЕР используются во всех отраслях народного хозяйства.

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупнённых сметных нормативов.

Структура ФЕР

Единичные расценки, в том числе ФЕРы, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

  • затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.00 г.;

стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;

  • стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);

нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

  • наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Виды ФЕР

Виды сборников ФЕР

  • Общие указания
  • Земляные работы
  • Горновскрышные работы
  • Буровзрывные работы
  • Скважины
  • Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы
  • Бетонные и железобетонные конструкции монолитные
  • Бетонные и железобетонные конструкции сборные
  • Конструкции из кирпича и блоков
  • Строительные металлические конструкции
  • Деревянные конструкции
  • Кровли
  • Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии
  • Конструкции в сельском строительстве
  • Отделочные работы
  • Трубопроводы внутренние
  • Водопровод и канализация – внутренние устройства
  • Отопление – внутренние устройства
  • Газоснабжение – внутренние устройства
  • Вентиляция и кондиционирование воздуха
  • Временные сборно-разборные здания и сооружения
  • Водопровод – наружные сети
  • Канализация – наружные сети
  • Теплоснабжение и газопроводы
  • Магистральные и промысловые трубопроводы
  • Теплоизоляционные работы
  • Автомобильные дороги
  • Железные дороги
  • Тоннели и метрополитены
  • Мосты и трубы
  • Аэродромы
  • Трамвайные пути
  • Линии электропередачи
  • Сооружения связи, радиовещания и телевидения
  • Горнопроходческие работы
  • Земляные конструкции гидротехнических сооружений
  • Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
  • Каменные конструкции гидротехнических сооружений
  • Металлические конструкции гидротехнических сооружений
  • Деревянные конструкции гидротехнических сооружений
  • Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях
  • Берегоукрепительные работы
  • Судовозные пути стапелей и слипов
  • Подводностроительные (водолазные) работы
  • Промышленные печи и трубы
  • Работы по реконструкции зданий и сооружений
  • Озеленение. Защитные лесонасаждения.
  • Скважины на нефть и газ
  • Скважины на нефть и газ в морских условиях

Литература

  • Фисун В.А. Экономика строительства. Учебное пособие - Москва: РГОТУПС, 2002.- 232 с. ISBN 5-7473-0103-9 ББК: 65 УДК: 69.003
  • Шундулиди А.И., Нагибина Н.В. Экономика отрасли (строительства). Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2006.- 119 с. ISBN 5-89070-473-7 УДК: 69.003
  • Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие - Москва: Юриспруденция, 2003.- 224 с. ISBN 5-9516-0023-5 ББК: 65.31 УДК: 338.4; 69

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральные единичные расценки в строительстве" в других словарях:

    Территориальные единичные расценки (ТЕР) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации. Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые,… … Википедия

    Запрос «Стройка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Небоскрёб Бурдж Халифа в период строительства (2007 год) Строительство возведение зда … Википедия

    ФЕР: ФЕР строит. Федеральные единичные расценки в строительстве ФЕРм строит. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования ФЕРп строит. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы ФЕРр строит. Федеральные единичные расценки… … Википедия

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …

    устройство - 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    объект - 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Метрологическая - исп Состояние ТССНХ, оп с Источник: МИ 2021 89: Рекомендация. ГСИ. Метрологическое обеспечение гибких производственных систем. Основные положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области - Терминология Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области: 3.2. Акт обследования объекта на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. ФЕР 81-02-ОП-2001. Общие положения. Исчисление объемов работ , . Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (далее - ФЕР) предназначены для определения затрат при выполнении…
  • Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования. ФЕРм 81-03-Пр-2001. Приложения , . Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования (далее - ФЕРм) предназначены для определения затрат при выполнении работпо монтажу оборудования и…

Информация о том, что такое ТЕР, актуальна для сметчиков. Ознакомимся с ней. Расшифровывается сокращение как «территориальные единичные расценки». Сметы составляют в ТЕР, ФЕР, ГЕСН. Территориальные разработаны для каждого субъекта индивидуально. Введение в силу организуется местной администрацией. Обязательна регистрация ТЕР в РосСтрое, после чего расценки включаются в перечень нормативных документов.

ТЕР: где и как применяется

Действительны территориальные единичные расценки до тех пор, пока не произойдет отмена. Сделать это может ГосСтрой, издав распоряжение, указ. Действующий в настоящий момент сборник необходим, чтобы сформировать смету на Если строительство связано с государственными органами, учет ТЕР обязателен. Для негосударственных структур расценки рекомендованы, но их придется учесть.

Работая на себя, компания вправе установить собственные цены. Участие в государственных аукционах требует соответствия ТЕР. Поскольку стандарты приняты в соответствии с ценами, действовавшими на момент утверждения, чтобы получить актуальную сумму расходов, используют индекс. Ежемесячно издается перечень индексов, действующих на ближайшее время. Зная, что такое ТЕР, владея переизданным 25 числа ближайшего месяца индексом, составляют корректную, точную смету на любое строительство.

Практическое применение

Знать, как составляются сметы в ТЕРах, необходимо, если предстоит:

  • государственный заказ;
  • строительство;
  • участие в тендере;
  • монтаж;
  • проектно-изыскательные работы.

Умение пользоваться ТЕРами ценится подрядчиком.

Смета: теория и практика

При строительстве здания без сметы не обойтись. Как следует из 743 статьи действующего кодекса, ключевые документы для любого возводимого объекта:

  • договор подряда;
  • основание для оплаты;
  • смета.

Зная, что такое ТЕР, смету составляют корректно.

Смета фиксирует:

  • маржинальность;
  • себестоимость;
  • цену материалов;
  • стоимость оборудования;
  • сроки строительства;
  • расходы на оборудование.

Составляется смета с учётом нюансов:

  • специфика региона;
  • наименование работы;
  • состав работ;
  • корректность коэффициентов (сезон, стесненность и другие);
  • действующий индекс.

Смета составляется на основании:

  • перечня работ;
  • объёмов работ.

При правильно сформированной проектной ведомости данные о составе и объеме работ даются сметчику заранее. Ремонтируя здание, смету можно составить без привлечения профессионалов.

Работая с муниципалом, федеральным клиентом, подрядная организация использует ТЕР региона заказчика. Даже если фирма базируется в другой области, а работы будут проводиться в третьем регионе, учитываются индексы и коэффициенты местности, где зарегистрирована организация, нуждающаяся в услугах.

В случае, когда работа финансируется из федерального бюджета, а строительная площадка расположена в Москве, используется индекс удорожания. Этот показатель создали в расчете только на строительство, ремонт в столице. Когда застройщик работает на территории Москвы на выделенные муниципальным бюджетом финансы, с учетом ТСН-2001.

Единичные расценки

Нормативная база - единичные расценки, скомпонованные для удобства использования в справочные сборники.

Единичные расценки - выраженные финансово ресурсы, обязательные для успеха запланированных работ.

ТЕР составляются для следующих каталогов:

  • стройка;
  • ремонтные;
  • монтаж;
  • пусконаладочные;
  • благоустройство;
  • техническое сопровождение.

Компьютеры на помощь сметчикам

Освоить непросто, даже зная термины этой области и имея перед глазами образец. Разработаны вычислительные комплексы, помогающие сметчикам обсчитывать объекты. Пользуясь ими, все равно придется знать, что такое ТЕР, но процесс существенно упрощается. В программе уже заложены стандартные суммы, есть функция обновления индекса, готовый документ формируется на принятом бланке с учетом госстандартов.

«На коленке» стройку в ТЕРах получится обсчитать и в "Экселе", но использование специального ПО гарантирует точность полученных цифр. Сметная программа сэкономит время, на основании введенных данных сумеет быстро сформировать документы нескольких образцов. Ежедневное автоматическое обновление гарантирует актуальность, корректность результата.

Подводя итоги

Итак, можно смело сказать, понятие ТЕРов необходимо всякому уважающему себя сметчику. Это помогает правильно составить сопровождающую стройку документацию. Использование ТЕР расширяет возможности фирмы, позволяя участвовать в аукционах.

Нанимая на работу сметчика, в интересах работодателя протестировать специалиста. Навыки использования ТЕР, умение отличить расценки территориальные от федеральных, способность осваивать новые программные комплексы для обсчета стройки - это ключевые навыки умелого работника.

С помощью федеральных и территориальных единичных расценок (ЕР) на строительные работы, составленных в базисных ценах на 01.01.2000 года, решаются следующие задачи:

  • определяются прямые затраты в сметной стоимости строительства;
  • разрабатываются укрупненные нормативы сметной стоимости;
  • ведутся расчеты за произведенные строительные работы.

Сборники ФЕР-2001 созданы в уровне цен для базового района страны, в качестве которого выступает Московская область.

При составлении единичных расценок используются следующие документы и информация:

  • государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001 ), принятые для строительных работ;
  • средние сметные расценки на стройматериалы, конструкции и изделия, принятые на начало 2000 года;
  • средние сметные расценки на эксплуатацию строительной спецтехники и механизмов, принятые на начало 2000 года;
  • размер оплаты труда строительных рабочих и машинистов, принятый на начало 2000 года.

В единичных расценках на строительные работы отражается средний по отрасли уровень расходов по конкретной технологии и организации работ для каждого из видов строительных работ. В этой связи территориальные и федеральные единичные расценки могут использоваться при расчете сметной стоимости в строительстве любыми подрядчиками и заказчиками, без оглядки на их организационно-правовую форму и ведомственную подчиненность.

Определение сметной стоимости работ (имеющих, в том числе, уникальный характер), при их отсутствии в сборниках единичных расценок , может осуществляться посредством разработки индивидуальных (фирменных, производственных) сметных норм и расценок, которые заказчик утверждает в составе рабочего проекта.

В единичных расценках (исключая особо оговоренные случаи) учитывается цена выгрузки стройматериалов на складе у объекта, а также расходы на вертикальный и горизонтальный транспорт стройматериалов, конструкций и изделий от склада при объекте до места монтажа, установки или укладки в предусмотренное проектом положение (то есть внутрипостроечный транспорт).

В федеральных и территориальных единичных расценках учитывается усредненный размер расходов, необходимых для содержания построечных сетей электроснабжения.

В каждом сборнике единичных расценок имеется техническая часть и расценки на измеритель работ или конструкции. Перед тем, как приступать к использованию расценок, нужно детальнее ознакомиться с технической частью.

Техническая часть содержит в себе сведения о назначении и порядке использования расценок. Кроме этого, в ней приведены правила, по которым исчисляются объемы работ, и коэффициенты, позволяющие учитывать проведение работ в условиях, отличных от принятых в расценках.

В таблицах единичных расценок содержаться показатели сметных затрат, которые устанавливаются для соответствующих измерителей работ или конструкций:

  • расходы на оплату труда строительных рабочих;
  • расходы на эксплуатацию строительной спецтехники и оплату труда обслуживающих ее машинистов;
  • расходы на стройматериалы, конструкции и изделия;
  • затраты труда строительных рабочих в человеко-часах;
  • расход материалов, которые не учитываются в расценках, в физических единицах измерения.

В сборниках единичных расценок на строительные работы нумерация, названия и единицы измерения аналогичны этим же моментам в таблицах ГЭСН-2001 .

При разработке сметной документации и при осуществлении расчетов за произведенные работы определение стоимости работ по таким единичным расценкам осуществляется в двух строках:

  • первая - исчисление стоимости работ по соответствующей единичной расценке;
  • вторая - определение стоимости не учтенных в расценках материалов, конструкций и изделий.

Допустимо суммирование не учтенных расценками материалов в целом по объекту или по каждому разделу локальной сметы.

В отношении некоторых материалов, конструкций и изделий в единичных расценках в строительстве указываются только названия, а расходы в отношении них принимаются по данным проекта (рабочим чертежам).

В составе единичных расценок не происходит учета накладных расходов, сметной прибыли и прочих (лимитированных) затрат.

Применение федеральных и территориальных единичных расценок непосредственно осуществляется в процессе составления локальных смет . Все необходимые показатели из единичных расценок в данном случае переносятся в сметы без корректировок. Сметные показатели, которые связаны с порядком использования ФЕР и ТЕР и учетом коэффициентов на условия работ, уточняются в процессе составления смет . В данном случае необходимо приводить ссылки на соответствующие параграфы в технических частях сборников единичных расценок и общих указаний.

Составление сметной документации с использованием единичных расценок можно осуществлять в базисном и текущем уровне цен. Рост стоимости строительства из-за инфляционных факторов учитывается за счет использования в расчетах специальных индексов.

Чем же отличается смета сделанная в ТСН от других аналогичных смет в ТЕР и ФЕР?

Внешний вид готовых смет ТСН и ТЕР и наглядность чтения:

  • Привычные сметы в ФЕР и ТЕР сформированы чаще всего на альбомном формате бумаги. ТСН расположен как книжный вариант;
  • В ТСН наглядно просматриваются все расходы расположенные по ячейкам и их стоимость на единицу измерения;
  • Присутствует новостное окно при запуске программы;
  • К плюсам ТСН отнесем, то что базовые и текущие цены на работы и материалы видно сразу даже не опытному пользователю;
  • Все примененные коэффициенты наглядно отображены отдельным столбиком.

Программная реализация при составлении:

  • В программе Гранд-смета делается больше настроек перед началом составления сметы по ТСН. Необходимо сразу задать форму ТСН, выбрать режим "новое строительство" или "ремонт" г. Москвы, указать путь к справочнику с индексами инфляции которые периодически придется покупать, немного другая форма печати.
  • В Smeta.ru для добавления НДС требуется много действий и некоторые знания Ексель;
  • Для пересчета базовых цен надо купить сборник с индексами у распространителей;

Расценки сборников ТСН:

  • Сложности в составлении такой сметы у опытного сметчика возникнуть не должны, т.к. принцип выбора расценок аналогичен ТЕР/ФЕР. В некоторых расценках отсутствует описание состава работ, которые можно посмотреть в ГЭСН;
  • Структура сборников с материалами и работами переработана так, что к ней надо привыкать;
  • Коэффициенты стесненности в расценках в целом очень схожи и отличаются не существенно;
  • Нет норм времени на использование механизмов.

Накладные расходы и сметная прибыль в ТСН:

  • Начисление НР и СП в ТСН происходит раздельно от ОЗП и ЗПМ.

Минусы ТСН г. Москвы при составлении смет:

  • Невозможно уже готовую смету в электронном формате перевести в ТЕР и ФЕР;
  • В Ексель варианте нет расшифровки коэффициентов стесненности, для какого вида они выбраны;
  • На данный момент плохо развита реализация в формате XML, поэтому предпочтительнее использовать фирменный формат сохранения SOBX;
  • Малое время бесплатной консультации у технической поддержки по телефону;
  • Нет демо версии.