Оформление результатов аудиторской проверки. Обобщение и оформление результатов аудиторской проверки Результаты проведения аудита

Общие принципы документирования аудита. Единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторскими организациями или аудиторами, работающими самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

Аудиторская проверка должна сопровождаться обязательным документированием, отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

К рабочей документации аудита относятся:

Планы и программы проведения аудита;

Описания применяемых аудиторской организацией процедур и их результатов;

Объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;

Описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

Аналитические документы аудиторской организации;

Другие документы.

Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.

Состав, число и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются самой аудиторской организацией. Это зависит от характера проводимой работы, особенностей и сложности деятельности экономического субъекта, состояния его бухгалтерского учета и надежности системы внутреннего контроля, а также от уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

Однако имеется и круг обязательных документов, предусмотренных государственными нормативами. Их условно можно разделить на три группы.

1. Документы, созданные самой аудиторской организацией: материалы о планировании и программе аудита, записи о характере, сроках, датах, объеме и результатах аудиторских процедур, сведения о том, кем и когда выполнялись соответствующие процедуры. В частности, необходимы материалы, свидетельствующие, что аудитор контролировал работу, выполненную не аудиторами. Сюда относятся также сведения об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и др.), материалы анализа хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета, а также существенных показателей и тенденций деятельности исследуемого экономического субъекта. Завершают первую группу выводы аудиторской организации о результатах проведенной проверки.

2. Материалы, которые аудитор получил от проверяемого хозяйствующего субъекта. Это информация о его организационно-правовой форме и организационной структуре, извлечения из его учредительских документов (или их полные копии), а также других юридических бумаг (договоров, контрактов, протоколов и т.п.), копии бухгалтерской и иной финансовой документации, а также письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта.

3. Переписка с другими аудиторскими организациями, экспертами и другими лицами, имеющими отношение к аудиторской проверке, а также переписка и записи обсуждений различных проблем с представителями проверяемого экономического субъекта.

Документы, создание которых предусмотрено актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, включаются в состав рабочих документов аудиторской организации в обязательном порядке. На формы рабочей документации, которые самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, такое требование не распространяется.

Рабочая документация считается собственностью аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе ксеро- и фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта. Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.

Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, а также другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской организации предоставить им рабочую документацию или ее копии, кроме случаев, непосредственно предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией. Со своей стороны, аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит. Она не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для планирования аудита, составления аудиторского заключения и подтверждения того, что аудит проведен в соответствии с законодательством Российской Федерации, для осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита. В рабочую документацию включаются записи о планировании аудита, характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации. Она должна быть достаточно полной и подробной, чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить необходимое представление о проведенном аудиторской организацией аудите. Сведения, включенные в рабочую документацию, исключают двусмысленные толкования, их содержание и форма выражения могут быть только предельно четкими и ясными.

Рабочая документация должна создаваться своевременно, т.е. до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершено ее оформление.

Она может создаваться на бумажных, электронных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве. Записи в документах необходимо производить средствами, обеспечивающими сохранность записей в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Материалы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты: наименование документа; наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит; указание периода, за который проводится аудит; дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа; дату проверки документа; личную подпись лица, создавшего, а также проверившего документ, и ее расшифровку либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица.

Используемые в рабочей документации условные обозначения и символы требуют обязательного разъяснения. Все документы должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений. Если документ создан экономическим субъектом или другим лицом, то это непременно раскрывается в документе с указанием представителя аудиторской организации, проверившего такой документ. Каждому документу присваивается свой идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливается аудиторской организацией.

По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации. Рабочую документацию необходимо хранить скомплектованной в папки (файлы), заведенные для каждого экономического субъекта. Система расположения документов в папках устанавливается аудитором. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив обеспечивает руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации не менее пяти лет.

Выдача рабочей документации, фиксирующей проводимый и проведенный аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, как правило, не допускается. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.

В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации обязан назначить служебное расследование. Результаты служебного расследования оформляются соответствующим актом.

Письменная информация для проверяемой организации. Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить адресату письменную информацию (отчет) аудитора руководству (собственникам) проверяемой организации по результатам проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде по ходу аудита промежуточную информацию. Цель письменной информации аудитора – довести до руководства проверяемой организации сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности. Аудитор может внести конструктивные предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемой организации.

В случае инициативного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменную информацию, если договором на осуществление инициативного аудита предусматривается подготовка по итогам аудита заключения аудитора, а также если договором на осуществление инициативного аудита не предусматривается подготовка заключения, но предусматривается подготовка письменной информации аудитора.

Аудиторская организация обязана указать в своей письменной информации все связанные с фактами хозяйственной жизни проверяемой организации ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. Она может привести в письменной информации любые сведения, касающиеся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни проверяемой организации, которую сочтет целесообразной. При этом письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Она посвящена лишь тем из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора адресуется руководителям или собственникам аудируемого лица. Она должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа в составе значительного числа сотрудников аудиторской организации, то письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем общей группы сотрудников и руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и т.п.) в составе общей группы.

Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу письменной информации аудитора на бланке аудиторской организации либо с угловым штампом аудиторской организации. Помимо этого, каждая аудиторская организация обязана разработать единые требования по форме подготовки письменной информации аудитора. Такие внутренние стандарты призваны обеспечивать аккуратное и единообразное оформление данного документа для различных экономических субъектов и должны утверждаться руководителем аудиторской организации. Их соблюдение сотрудниками при подготовке этого документа является обязательным. Аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, так же обязаны разработать (или принять с учетом квалифицированных рекомендаций) аккуратную и единообразную форму представления письменной информации, которую в дальнейшем будут применять постоянно. В письменной информации аудитора обязательно должны содержаться определенные сведения. Прежде всего, это реквизиты аудиторской организации. Сюда относятся:

Официальное наименование и юридический (почтовый) адрес аудиторской фирмы либо фамилия, инициалы и адрес аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно;

Номер и дата выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

Перечень и специализация всех аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите, их фамилии, инициалы, номера и даты выдачи квалификационных аттестатов в случае их наличия, указание обязанностей в ходе проведения аудита.

Официальное наименование и юридический (почтовый) адрес юридического лица либо фамилия, инициалы и адрес физического лица – индивидуального предпринимателя;

Номер и дата регистрационного свидетельства;

Перечень должностных лиц (фамилии, инициалы, должность), ответственных за составление бухгалтерской отчетности юридического лица.

В письменной информации должен быть указан период времени, к которому относится документация проверяемой организации, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора. Понятно, что она должна давать представление о выявленных в ходе аудита существенных нарушениях установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющих или могущих повлиять на ее достоверность, а также о результатах проверки состояния бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля проверяемой организации.

В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, размеров и особенностей аудиторской фирмы, а также размеров и особенностей проверяемой организации, в письменную информацию аудитора включаются следующие сведения:

Особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

Данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, о структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

Перечень основных проверенных областей или направлений бухгалтерского учета;

Сведения о методике аудиторской проверки, указание на то, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным способом, а какие – выборочным порядком, ина основе каких принципов проводилась аудиторская выборка;

Перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций по их устранению;

Оценка (при наличии такой возможности) количественного расхождения отчетных и налоговых показателей по данным проверяемой организации и прогнозируемых по результатам проверки аудиторской организацией.

Кроме того, в случае проверки крупных экономических субъектов со сложной организационной структурой включаются дополнительные сведения об проведении проверок филиалов, подразделений и дочерних фирм проверяемой организации, изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудиторской проверки всей проверяемой организации в целом. Далее при последующих аудиторских проверках дается оценка и анализ выполнения или исправления экономическим субъектом замечаний, имевшихся в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора.

В случае отклонения от правил (стандартов) аудиторской деятельности (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг) констатируется факт и указываются причины такого отклонения. В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие – нет, влияют или не влияют перечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае подготовки аудиторской организацией модифицированного аудиторского заключения либо отказа от выражения мнения в письменной информации аудитора следует развернуто аргументировать причины, приведшие к такому решению аудитора.

Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю или собственнику проверяемой организации на завершающей стадии аудиторской проверки. Она может быть передана ограниченному кругу лиц. Это человек, подписавший договор (контракт, письмо-обязательство) на получение аудиторских услуг, это руководитель, указанный в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре, это, наконец, любое другое лицо, фигурирующее в письменном указании в адрес аудиторской организации. Такое указание визируется лицом, подписавшим договор на оказание аудиторских услуг.

Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками проверяемой организации в ходе ее проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы в обязательном порядке приобщают к прочей рабочей документации.

По согласованию с руководством проверяемой организации возможен и предварительный вариант письменной информации аудитора. В нем могут содержаться требования о внесении исправлений в данные бухгалтерского учета и о подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнять такие требования, имеющие существенный характер, обязательно, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту безоговорочно положительное аудиторское заключение.

Руководство проверяемой организации, в случае необходимости, письменно отвечает на предварительный вариант письменной информации аудитора, выражая свою точку зрения на замечания, содержащиеся в этом документе. Оно может организовать встречу с аудиторами, проводившими проверку, пригласив тех лиц, присутствие которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре), что и аудиторское заключение, окончательный вариант своей письменной информации. Замечания проверяемой организации принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. Если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, то в окончательном варианте необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками проверяемой организации с целью выполнения требований аудитора.

Письменная информация аудиторской фирмы составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается под расписку уполномоченным лицам проверяемой организации, второй остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к его рабочей документации. Несогласие получателя письменной информации с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа от получения этого документа.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками, самостоятельно работающим аудитором, за исключением случаев, специально предусмотренных федеральными законами. Проверяемая организация вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудитор не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента по вине или с ведома работников проверяемой организации. Аудиторская организация может готовить копии своей письменной информации для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

В случае замены аудиторской организации руководство проверяемой фирмы обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией. Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией.

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор должен оценить полноту и качество выполнения всех пунктов плана и программы аудита. Кроме того он должен провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение.

Систематизация результатов проверки заключается в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. Ее выполняет, как правило, руководитель бригады аудиторов. Данные группируются по разделам проверки (учет основных средств, учет материально-производственных запасов и т. Д.), а внутри разделов -- по аналитическим и другим признакам. При необходимости выделяют наиболее существенные ошибки и замечания: неверные учетные записи, отсутствие оправдательных документов по операциям, нарушения налогового законодательства и др.

Анализ результатов проверки проводится по полученным данным и имеет несколько целей:

  • -- анализ учетной политики предприятия;
  • -- правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;
  • -- соблюдение налогового законодательства;
  • -- анализ финансового состояния предприятия.

Учетная политика изучается в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном аспектах требованиям нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета. Выделяются наиболее существенные аспекты и делаются выводы относительно соблюдения положений учетной политики в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Правильность ведения бухгалтерского учета определяется путем установления соответствия фактического порядка оформления и отражения хозяйственных операций на предприятии требованиям нормативных актов (законов, инструкций, положений, методических рекомендаций и др.).

Значительное место в ходе проверки занимает анализ правильности начисления предприятием налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. По каждому налогу устанавливается правильность исчисления налогооблагаемой базы, применения льгот, ставок налога, своевременность представления расчетов и осуществления платежей.

Анализ финансового положения предприятия проводится по данным его бухгалтерской отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).

По результатам осуществленной проверки аудитору рекомендуется наряду с обязательным представлением клиенту аудиторского заключения подготовить также письменную информацию (отчет) для руководства проверяемого предприятия.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита” такая информация должна быть четкой, краткой и содержательной, не иметь фактических неточностей. Различные уровни значимости сведений должны быть четко выделены.

Письменная информация должна в обязательном порядке содержать: реквизиты аудитора и проверяемого предприятия; указание периода, за который проводилась проверка; выявленные существенные нарушения в организации бухгалтерского учета, в системе внутреннего контроля и в отчетности. Дополнительно могут быть отражены следующие сведения: методика аудита; перечень основных направлений бухгалтерского учета, подвергнутых проверке; количественная оценка влияния выявленных отклонений на показатели отчетности; ссылки на нормативные акты, положения которых были нарушены, и др.

Порядок подготовки письменной информации аудитора предполагает разработку ее предварительного варианта, отражающего требования по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовке перечня уточнений к ранее составленной бухгалтерской отчетности. Руководство предприятия может подготовить письменный ответ, содержащий его точку зрения на замечания аудитора. Мнение клиента учитывается аудитором при составлении окончательного варианта письменной информации.

Письменная информация аудитора для руководства предприятия является конфиденциальным документом. Она может быть передана только лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг, или лицу, прямо указанному в качестве ее получателя в договоре.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности предприятия представляет мнение аудитора о достоверности этой отчетности. Оно должно выражать оценку соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ. Это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, судебных органов. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности “Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности”.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская фирма (аудитор) должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в одной из следующих форм:

  • 1. Безусловно положительное заключение означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.
  • 2. Условно положительное заключение означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.
  • 3. Отрицательное заключение означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.
  • 4. Заключение с отказом выражения своего мнения о достоверности отчетности (отказ от выдачи заключения) означает, что в результате определенных обстоятельств аудитор (аудиторская фирма) не может выразить и не выражает мнение о бухгалтерской отчетности предприятия в одной из приведенных выше форм).

В аудиторском заключении указывается объект аудита: наименование предприятия, все формы бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, отчетный период и отчетная дата. Если предприятие имеет филиалы и представительства, то проверяемая отчетность должна содержать показатели их деятельности. В заключении должны быть учтены все существенные обстоятельства, влияющие на достоверность отчетности. Существенность этих обстоятельств определяется аудиторской фирмой исходя из требований нормативных актов и аудиторских стандартов. Если заключение, выдаваемое аудиторской фирмой, не является, безусловно, положительным, то в нем должны быть раскрыты все существенные обстоятельства такого заключения.

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, содержать стоимостные показатели, выраженные в рублях, быть подписано руководителем аудиторской фирмы и аудиторами, принимавшими участие в аудите. К нему должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой проводился аудит. Исправления в аудиторском заключении не допускаются.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

  • 1. Вводная часть содержит название документа -- “Аудиторское заключение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия за год” и представляет собой общие сведения об аудиторской фирме (юридический адрес, номер, дата выдачи и срок действия лицензии, наименование органа, ее выдавшего, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, банковские реквизиты, Ф.И.О. аудиторов, принимавших участие в аудите, данные их квалификационных аттестатов).
  • 2. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы предприятию об основных результатах проверки состояния внутреннего контроля, учета и отчетности, а также соблюдения предприятием действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Аналитическая часть должна содержать название данной части -- “Отчет аудиторской фирмы”, кому она адресована (администрации), наименование предприятия, объект аудита, общие результаты проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения предприятием действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности, анализ финансового состояния предприятия. Результаты проверки излагаются в произвольной форме.

Изложение результатов проверки состояния внутреннего контроля на предприятии должно включать: указание на ответственность исполнительного органа предприятия за состояние и организацию внутреннего контроля, цель и характер его изучения при аудите, оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия.

Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности на предприятии должно состоять из общей оценки соблюдения установленного порядка ведения учета и отчетности, описания выявленных в ходе аудита существенных нарушений такого порядка.

Изложение общих результатов проверки соблюдения предприятием действующего законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно содержать общую оценку соответствия совершенных предприятием операций действующему законодательству, соблюдение положений учредительных документов, описание выявленных нарушений.

В аналитической части могут быть приведены результаты анализа финансового состояния предприятия (финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности, эффективности деятельности и др.).

3. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и должна включать: название данной части, кому адресована, название предприятия, объект аудита (“Заключение аудиторской фирмы акционерам предприятия о бухгалтерской отчетности предприятия за год”), распределение ответственности предприятия и аудиторской фирмы за подготовку отчетности (предприятие несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, а аудиторская фирма -- за высказанное мнение о достоверности отчетности), указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит, изложение обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного, мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности, дату аудиторского заключения (устанавливается не ранее даты подписания бухгалтерской отчетности).

Прилагаемая к аудиторскому заключению бухгалтерская отчетность должна быть составлена по установленной форме и в целях идентификации должна быть помечена подписью (штампом) аудитора. Если в ходе аудита выявлены существенные искажения отчетности, то в прилагаемую к аудиторскому заключению отчетность предприятием должны быть внесены по правки, предложенные аудиторами. Если аудиторское заключение составляется после представления бухгалтерской отчетности пользователям (налоговой инспекции, акционерам и др.), то итоговая часть заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, чтобы она была признана достоверной. Соответствующие учетные записи должны быть сделаны предприятием в установленном порядке.

Аудиторская фирма должна предоставить проверяемому предприятию в установленные в договоре на проведение аудиторской проверки сроки:

  • -- не менее одного экземпляра аудиторского заключения в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита (предназначен исполнительному органу);
  • -- не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности (предназначен для представления в налоговую инспекцию, акционерам и другим заинтересованным пользователям).

Указанные экземпляры сброшюровываются и заверяются печатью аудиторской фирмы. Предприятие несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям (учредителям, акционерам, налоговой инспекции и др.). Аудиторская фирма не имеет права и не обязана этого делать, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в заключение не может быть внесено ни одного изменения, не оговоренного с клиентом. Заключение не может быть датировано ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности предприятия.

Аудитор должен быть уверен в том, что все существенные обстоятельства и события, которые подлежат отражению в отчетности, вплоть до даты подписания аудиторского заключения, определены и включены в отчетность. Важно также оценить допущение непрерывности деятельности предприятия, то есть его возможность продолжать свою деятельность в обозримом будущем (не менее 12 месяцев, следующих за отчетным периодом) и исполнять свои обязательства. При этом аудитору нужно оценить неопределенные потенциальные обязательства предприятия на приблизительно известную сумму, являющиеся результатом его предшествующей деятельности и существенно изменяющие его финансовое положение в будущем.

К числу неопределенных обязательств в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности” относятся:

  • -- незаконченный судебный процесс, связанный с возможными существенными расходами для предприятия;
  • -- разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов;
  • -- гарантии качества продукции;
  • -- гарантии по обязательствам третьей стороны.

Неопределенные обстоятельства по возможности должны быть отражены в аудиторском заключении и информации для руководства предприятия. Для оценки их существенности аудитору целесообразно опросить руководство предприятия и сотрудников его юридической службы, изучить информацию о претензиях налоговых органов и т. Д.

Аудитор не несет ответственность за события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения. Он не обязан проводить какие-либо специальные работы для выявления и анализа таких событий по завершении аудита. Если аудитору стало известно о событиях, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления бухгалтерской отчетности пользователям, ему следует обсудить возникшие проблемы с руководством предприятия. Если эти события оказывают существенное влияние на достоверность отчетности, он должен потребовать внесения в нее соответствующих изменений.

Под датой представления бухгалтерской отчетности пользователям понимается наиболее ранняя из следующих четырех возможных дат:

  • 1. передачи отчетности учредителям предприятия в соответствии с учредительными документами;
  • 2. передачи отчетности территориальному органу государственной статистики;
  • 3. передачи отчетности в другие адреса в соответствии с законодательством;
  • 4. опубликования отчетности.

Если руководство проверяемого предприятия согласится внести поправки в отчетность, аудитору следует убедиться в их правильности. С этой целью проверка должна быть продолжена и подготовлено новое аудиторское заключение, содержащее ссылку на ранее составленное заключение.

В том случае, если руководство предприятия откажется от внесения существенных поправок в отчетность, аудитор должен:

  • -- письменно уведомить клиента о данном факте;
  • -- перенести на руководство предприятия всю ответственность за последствия такого решения.

Возможна и другая ситуация, когда аудитору стало известно о событии, существенно влияющем на достоверность отчетности предприятия, после даты подписания аудиторского заключения и после даты представления отчетности пользователям. Данное обстоятельство также подлежит обсуждению с клиентом. Если руководство предприятия не предпримет мер к исправлению всех существенных ошибок, аудитору помимо письменного уведомления руководства предприятия об этом факте и возложения на него ответственности за возможные последствия следует рассмотреть вопрос об информировании пользователей бухгалтерской отчетности о возникших существенных обстоятельствах. Все действия и решения аудитора в отношении событий и фактов, произошедших после составления и представления бухгалтерской отчетности клиента, должны быть отражены в его рабочей документации.

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов - акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения. В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие - выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.

Аудиторское заключение - официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью. Возможны четыре вида аудиторских заключений: заключение без замечаний (безоговорочное заключение); заключение с замечаниями (заключение с оговорками); отрицательное заключение; заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.



Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

Аудиторское заключение включает в себя:

а) наименование;

б) адресат;

в) сведения об (аудиторской организации) аудиторе с указанием: - организационно-правовой формы и наименования; для индивидуального аудитора - фамилии, имени, отчества и указания на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица; - места нахождения; - номера и даты свидетельства о государственной регистрации; - номера и даты предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименования органа, предоставившего лицензию, а также срока действия лицензии; - членства в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

г) сведения об аудируемом лице: - организационно-правовая форма и наименование; - место нахождения; - номер и дата свидетельства о государственной регистрации; - сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

д) вводную часть;

е) часть, описывающую объем аудита;

з) дату аудиторского заключения;

и) подпись аудитора. Для того чтобы облегчить понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления, необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.


Заключение

В данной работе отмечены основные моменты проверки операций с основными средствами. Можем однозначно сказать, аудит основных средств необходим для принятия руководством взвешенных управленческих решений путем следования советам внешних аудиторов либо путем проведения внутреннего аудита.

Рассмотрев содержание, цели, основные принципы и методы аудита учета основных средств, можно сделать вывод, что аудит, как независимый способ оценки реального состояния бухгалтерского учета, является незаменимым инструментом, при помощи которого можно достоверно и комплексно выявить и устранить недостатки в учете и отчетности любого предприятия.

Нормативная база совершения аудиторских действий в настоящее время достаточно подробно разработана, что позволяет аудиторам объективно выразить мнение, сложившееся в ходе проверки конкретной организации, спланировать свои действия, обобщить результаты в форме типового документа - аудиторского заключения.

Возникновение новых стандартов и правил, регламентирующих аудиторскую деятельность, свидетельствует о внимании законодательных органов к вопросам совершенствования аудита. Развитие нормативной базы предполагает более серьезный и всесторонний контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, действующих в условиях рыночной экономики, ведь в конечном счёте, устранение ошибок, своевременно выявленных аудитором, эффективно повлияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.


Список использованной литературы

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ (действующая редакция от 01.12.2014)

3. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств / В.П. Астахов.– Ростов – на – Дону: Издательский центр «Март», 2009.– 298с.

4. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Экономика, 2008.- 430 с.

5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.– М.: Финансы и статистика, 2008. - с. 116.

6. Басовский Л.Е. Экономический анализ: комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/Л.Е. Басовский.–М., 2008.–275с.

7. Белуха Н.Т. Аудит: Учебник для вузов/Н.Т.Белуха.-К.:Знания, 2006.-769с.

8. Бутова Г.Ф. Учет основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. – М.: ИНФРО-М, 2008.

9. Гейц И.В. Учет основных средств.–3е издание., перераб. и доп./И.В. Гейц.–М., 2007.–117с.

10. Лабынцева Н.Т. Аудит: Теория и практика / Н.Т.Лабынцева Н.Т., О.В. Ковалев.- М., 2009.- 496с.

После проведения всех необходимых процедур аудитор оценивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы. Кроме того, аудитор рассматривает адекватность раскрытия финансовой информации в отчетности.

На этой стадии проверки аудитор может составить “Письмо о представлении информации” (написанное от лица руководства предприятия), содержащее перечень ответов руководства на основные вопросы, поставленные в ходе аудита, а также признание ответственности менеджмента за правильное представление информации, включенной в финансовую отчетность.

Такое письмо подписывается руководством экономического субъекта. Если оно отказывается его подписать, то аудитор рассматривает вопрос о выдаче заключения, отличного от безусловно положительного.

Кроме того, важной частью этого этапа проверки является оценка фактической величины уровня существенности. В случае обнаружения ошибок и нарушений аудитор определяет их общую сумму, чтобы понять, является ли эта сумма существенной. Иногда истинная величина ошибки неизвестна, поэтому аудитор должен оценить ее возможную величину и существенность.

В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостовериться, что аудит соответствует установленным стандартам.

И, наконец, весьма полезно представить рабочие документы для обзора лицу, не участвующему в аудите, или контролеру, чтобы выявить возможные слабые места аудиторской проверки, а также определить возможность защиты качества аудита перед независимым наблюдателем.

10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита*1

*1 См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную информацию.

Цель письменной информации - довести до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и СВК, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

В случае инициативного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменную информацию аудитора в следующих случаях:

если договором на осуществление инициативного аудита предусматривается подготовка по итогам аудита заключения аудитора;

если договором на осуществление инициативного аудита предусматривается не подготовка заключения аудитора, а подготовка письменной информации аудитора.

В письменной информации аудитора должно быть указано все, что связано с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, т.е. любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которая была сочтена целесообразной.

Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках - она отражает лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа, состоящая из значительного количества сотрудников аудиторской организации, письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем группы сотрудников или руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и т.п.) в составе общей группы.

Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу на бланке аудиторской организации - либо с угловым штампом, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки.

Каждая аудиторская организация обязана разработать единые (внутрифирменные) требования к форме подготовки письменной информации аудитора, которые утверждаются руководителем аудиторской организации. Выполнение этих требований обеспечивает аккуратное и единообразное оформление данного документа для различных экономических субъектов.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должны содержаться реквизиты аудиторской организации и реквизиты проверяемого экономического субъекта, а также указание на период времени, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора и выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность.

В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштаба и специфики аудиторской проверки, а также размеров аудиторской фирмы, размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, следует включать в письменную информацию аудитора следующие сведения:

особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;

сведения о методике аудиторской проверки; подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности; указание, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным, а какие - выборочным способом и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка;

перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций как таковых;

оценка (при наличии такой возможности) количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей, представленных экономическим субъектом, и прогнозируемых показателей по результатам проверки аудиторской организацией;

в случае проверки крупных экономических субъектов со сложной организационной структурой - сведения о проверках филиалов, подразделений и дочерних фирм такого экономического субъекта, общие результаты таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудиторской проверки экономического субъекта в целом;

при последующих аудиторских проверках - оценку и анализ выполнения рекомендаций или исправления экономическим субъектом, подлежащим аудиту, недостатков, указанных в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора;

в случае отклонения от требований правил (стандартов) аудиторской деятельности (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг) - сам факт и причины такого отклонения.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке указывается, какие из сделанных замечаний существенны и какие несущественны, влияют ли они (или могут влиять) на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. При подготовке аудиторской организацией условно-положительного заключения, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин формирования у аудитора соответствующего мнения.

Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора может быть передана только лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг; лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг, и, наконец, любому другому лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг, - в случае письменного указания на то аудиторской организации.

Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к прочей своей рабочей документации.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации, в которой могут содержаться требования внесения (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовки перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений, имеющих существенный характер, является обязательным для того, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

Руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа. Оно может провести встречу с аудиторами, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение, окончательный вариант письменной информации аудитора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменной информации необходимо дать оценку и анализ исправлений, сделанных работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах: один передается под расписку только (и исключительно) лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. По согласованию письменная информация аудитора может быть переслана по почте. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

Аудиторская организация может готовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленной прежней аудиторской организацией. Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных ранее.

Порядок, форма и состав информации, предоставляемой клиенту, зависит от вида аудиторской работы. Если проводится обязательный аудит, то аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника».

Информация — это сведения, ставшие известными в ходе аудита финансовой отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой финансовой отчетности аудируемого лица и раскрытии информации в ней. Информация включает в себя только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора. Он не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, которая имеет значение для управления аудируемого лица.

Аудитор устанавливает, кто является надлежащим получателем информации по результатам аудита из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица. К руководству аудируемого лица относятся лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности. Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые выполняют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Для определения лиц, которым необходимо сообщить информацию, аудитор основывается на собственном профессиональном суждении, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации, а также учитывая права и обязанности соответствующих лиц. Если, исходя из особенностей аудируемого лица, аудитор не может определить, кто является надлежащим получателем информации, то ему необходимо согласовать с клиентом, кому должна сообщаться информация.

Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, ее надлежащим получателям. Такая информация включает в себя:
  • общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, информирование по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  • выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовую отчетность;
  • возможное влияние на финансовую отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой отчетности;
  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  • существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  • разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения, и сведения о разрешении разногласий;
  • предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  • другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника;
  • вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре на проведение аудита.
Надлежащие получатели информации должны быть проинформированы аудитором о том, что:
  • сообщаются сведения только по тем вопросам, которые привлекли внимание аудитора;
  • аудит финансовой отчетности не направлен на поиск информации, которая представляет интерес для управления аудируемого лица.

Информация должна поступать от аудитора своевременно, что позволяет соответствующим лицам аудируемого лица оперативно принимать надлежащие меры. Для этого необходимо обсудить с представителями аудируемого лица порядок, сроки и принципы сообщения информации.

Сообщать информацию можно в устной или письменной форме. На решение, в какой форме представить информацию, влияют:
  • размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
  • характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
  • существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
  • принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация сообщается в устной форме, то аудитору необходимо документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации.

Аудитор имеет право предварительно обсудить с руководством клиента вопросы, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Если руководство аудируемого лица намерено самостоятельно передать информацию, представляющую интерес для управления организацией, представителям собственника, то аудитору не обязательно повторно сообщать такую информацию.

Любая письменная информация не является заменой модифицированного аудиторского заключения.

При повторяющемся (согласованном) аудите аудитор должен проанализировать, имеет ли значение для достоверности финансовой отчетности текущего года какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, и принять решение повторно сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом.

В отношении информации, полученной по результатам аудита, аудитор обязан соблюдать требование конфиденциальности.

При оказании сопутствующих аудиту услуг, проведении инициативного аудита, согласованных процедур аудитор предоставляет клиенту отчет по согласованию сторон. Аудиторская организация может определить во внутрифирменных стандартах перечень документов, состав, содержание и порядок их предоставления клиенту по результатам выполненной работы.